Совершён крупный прорыв в работе над вакциной от СПИДа

-->

Создание вакцины, способной бороться с ВИЧ, тормозится колоссальной изменчивостью данного вируса: он очень быстро «учится» становиться незаметным для новых препаратов. Теперь команда, ведомая Деннисом Бёртоном (Dennis Burton) из исследовательского института Скриппса (Scripps Research Institute), сумела найти слабое место в обороне ВИЧ.

ВИЧ мутирует быстро, чтобы избежать обнаружения со стороны иммунной системы. В результате многие из новых штаммов уже не признаются антителами. (Эту способность вируса, кстати, попробовали использовать против него же американские специалисты, заставив как-то вирус мутировать до смерти.)

Обнаружение слабого места, общего для всех штаммов, — путь к созданию вакцины, охраняющей человека от всех вариантов вируса. И хотя универсальная вакцина всё ещё будущее, большой шаг к ней сделан уже сегодня.

Бёртон и его коллеги взяли пробы крови от 1800 человек, инфицированных ВИЧ. Учёные проанализировали и сопоставили наличие различных антител, способных узнавать ВИЧ и указывать иммунной системе на эту «цель».

Оказалось, что 10% доноров генерировали так называемые антитела широкой нейтрализации (bNAbs), которые признают не один, а сразу несколько штаммов ВИЧ. (Подход, очень похожий на тот, который применили исследователи, работающие над универсальной вакциной от всех видов гриппа.)

dn17733-1_300.jpg1. Открытые антитела (красный цвет) присоединяются к слабой точке (структура внизу) вируса иммунодефицита человека

Далее учёные сократили список претендентов до двух чрезвычайно мощных антител, оба — от одного африканского донора, который массово производил и остальные bNAbs. Проверка показала, что первое антитело (под кодом PG9) нейтрализует аж 127 из 162 штаммов ВИЧ, а второе (PG16) — 119.

Исследователи выяснили, на какую часть вируса реагируют эти белки, и оказалось, что она лежит в регионе, который раньше вообще не признавали за участок, способный привязывать антитела. Это была точка на белке gp120, формирующим шипы, которые позволяют вирусу прикрепляться к клетке и заражать её. Причём это был вариант белка, называемый тример. Учёные говорят, что это и есть слабое место (необходимое самому вирусу), по-видимому, общее для всех версий ВИЧ.

Данные антитела являются лишь отправной точкой в создании действительно универсальной вакцины. Поняв, какие особенности разделяют между собой практически все штаммы, учёные попробуют создать вакцину, способную бороться не только с имеющимися вариантами вируса, но даже с теми, которые ещё только появятся.

Ранее учёные предлагали множество способов борьбы с ВИЧ, среди них: генетический выключатель, радиоактивные антитела и «другой ВИЧ». Все они ещё ждут шлифовки и проверки. Однако надежда на победу над опасным заболеванием крепнет. Так, совсем недавно был расшифрован генетический код ВИЧ, что также продвинуло исследователей вперёд в поиске самых слабых точек этого вируса.

1. Membrana: Совершён крупный прорыв в работе над вакциной от СПИДа

yltalex аватар

Ну хорошо, предположим сделают способ распознания текущего вируса в плазме, а что делать со вшитим кодом? Как его извлеч, получиться что-то типо инсулинозависимых, как и сейчас только лекарство будет одно. А в друг одна мутация проскочит. Сложное это дело ВИЧ.