Состоялось заседание Экспертного совета при Председателе Совета Федерации по проблемам ОПК
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
В понедельник, 24 мая, в Москве на площадке ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» состоялось заседание Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при председателе Совета Федерации на тему «Законодательное обеспечение проблем правового регулирования государственного сектора науки и развития уникальной экспериментально-исследовательской базы головных научных организаций ОПК». Вел заседание председатель Совета Федерации Сергей Миронов.
Как сообщили Regions.Ru в пресс-службе верхней палаты российского парламента, в заседании приняли участие директора предприятий ОПК, сотрудники отраслевых и академических институтов, представители Департамента оборонной промышленности и высоких технологий Аппарата правительства РФ, Департамента авиационной промышленности Министерства промышленности и торговли
РФ, Главного управления вооружения Вооруженных Сил РФ по исследованиям и разработкам.
С докладами на заседании выступили Евгений Каблов – генеральный директор ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» и генеральный ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт "Прометей» Игорь Горынин. В докладах прозвучали серьезные предложения по корректировке правовой базы в сфере научно-технической деятельности. В частности, говорилось о том, что необходим централизованный федеральный орган по координации инновационной деятельности.
Участники заседания ознакомились во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов с экспозицией большого выставочного зала. В ходе заседания Экспертного совета была проведена демонстрация исследований по наноструктурированным материалам в исследовательском центре ВИАМа.
Во вступительном слове председатель Совета Федерации Сергей Миронов отметил актуальность задач по развитию и модернизации государственного сектора науки, уникальной экспериментально-исследовательской базы головных научных организаций ОПК.
Глава Совета Федерации, открывая заседание, отметил, что оно проводится на базе крупнейшего материаловедческого центра, деятельность которого во многом определяет облик российской авиакосмической техники.
В современных условиях, такие научные институты как ВИАМ, – это кластеры инновационных разработок, на основе которых, в немалой степени, строится российская инновационная система. Следует помнить, что это не только важные, но и очень уязвимые элементы ОПК, требующие пристального внимания и, конечно, постоянной поддержки государства", – подчеркнул Сергей Миронов.
"Сегодня государственный сектор науки является основным источником отечественных инноваций, а в сфере создания вооружения и военной техники (ВВТ) – уверен, единственный. Важнейшее условие его эффективного функционирования – законодательно обеспеченные меры поддержки каждого из звеньев: академического, прикладного и вузовского.
В этой сфере законодательства, по мнению спикера СФ, есть целый комплекс проблем. «Оно страдает декларативностью, фрагментарностью, отсутствием связи между нормативными правовыми актами», – пояснил С.Миронов.
Научно-техническая политика в настоящий период, по словам Сергея Миронова, должна быть направлена на обеспечение конкурентоспособности науки, в том числе и за счет повышения роли экспериментально-исследовательской базы отечественных организаций ОПК в инновационном развитии страны.
В соответствии с Основами государственной политики развития ОПК до 2020 года и на дальнейшую перспективу, развитие науки и технологий отнесено к числу высших приоритетов государства. Для реализации этих приоритетов, подчеркнул Сергей Миронов, необходимо решить следующие ключевые задачи:
- усовершенствовать правовые механизмы и меры государственной поддержки организаций сектора прикладной науки;
- сконцентрировать бюджетные ресурсы на развитии оптимального числа крупных организаций сектора прикладной науки;
- разработать меры, направленные на углубление интеграции научной, образовательной и производственной деятельности;
- определить наиболее рациональные условия и способы финансово-экономического и ресурсного обеспечения для достижения целей, поставленных в Основах государственной политики развития ОПК.
«Ни для кого не секрет, что сегодня конкуренция наиболее жестко проявляется в сфере создания и внедрения инновационной продукции и передовых научных достижений. Считаю, что следует проводить прагматичную и, даже, агрессивную государственную научно-техническую политику. Иначе, мы окажемся на "задворках» технологического развития, источником сырьевых ресурсов. Но для этого также необходимо совершенствование нормативной правовой базы", – подчеркнул Сергей Миронов.
«Эксперты отмечают низкую эффективность и невысокую результативность научных исследований. Очевидно, нельзя ожидать от науки результатов мирового уровня, если при проведении научных исследований используется устаревшее оборудование и отсутствует финансирование развития экспериментальной базы науки. Нельзя сохранить научные школы, если нет возможности подпитывать науку молодыми кадрами. Нельзя привлечь в науку талантливую молодежь, если по состоянию на начало 2010 г. оклад младшего научного сотрудника академических институтов, в среднем, составляет 11000 руб., а доктора наук – 27500 руб., включая надбавку за ученую степень», – заключил Сергей Миронов.
«Зачастую, реформирование предприятий ОПК с уникальной экспериментально-исследовательской базой основывается на сокращении их реальной экономической поддержки, на приватизации некоммерческих организаций и переводе их деятельности на коммерческую основу. Возникает вопрос, почему реформируя организацию и структуру ОПК, планирование и финансирование фундаментальных и прикладных исследований, мы утрачиваем научные коллективы и технологии? Считаю, что многие причины кроются в отсутствии необходимых правовых механизмов. Нужен как воздух базовый федеральный закон, регулирующий деятельность в сфере инноваций», – заострил внимание на существующей проблеме Сергей Миронов.
В Совете Федерации, сообщил он, проведен анализ законодательства, регулирующего деятельность ОПК Российской Федерации. По результатам работы подготовлен проект доклада, который представлен членам Экспертного совета, в заинтересованные министерства, ведомства, научные и общественные организации. Он предложил участникам заседания подготовить отзывы и предложения по проекту итогового доклада.
Также проанализирована реализация рекомендаций Экспертного совета. Итог работы – более 100 конкретных предложений по совершенствованию нормативного правового обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса. В законах и нормативных актах реализовано порядка 30% рекомендаций. Это неплохой показатель, но далеко не 100-процентный, считает Сергей Миронов.
«Выявлены и серьезные недостатки, один из которых – отсутствие в российском законодательстве базового федерального закона, регулирующего правоотношения в сфере инноваций. Известно, что в государственной собственности сконцентрировано более 70% научно-технического потенциала страны. Соответственно, госсектор науки является основным источником отечественных инноваций. К сожалению, до сих пор не сформулировано само понятие "государственный сектор науки». Государственный сектор располагает такими структурами, как научные центры, с соответствующими ресурсами и уникальной экспериментально-исследовательской базой. Однако на сегодняшний день отсутствуют правовые механизмы вовлечения этих организаций в инновационные процессы", – сказал Сергей Миронов.
Председатель Совета Федерации отметил, что все еще не решены вопросы защиты интеллектуальной собственности.
«Эффективное использование потенциала государственного сектора науки в интересах экономического развития страны, обеспечения обороноспособности – это задача национального масштаба. Я уверен, что рекомендации и предложения, выработанные в ходе нашего мероприятия, послужат ее решению и будут в полной мере использованы при формировании необходимой нормативной правовой базы», – заявил Сергей Миронов.
Итоги заседания Экспертного совета подвел председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров.
По итогам заседания Экспертного совета по вопросам ОПК при председателе Совета Федерации на тему «Законодательное обеспечение проблем правового регулирования государственного сектора науки и развития уникальной экспериментально-исследовательской базы головных научных организаций ОПК» был принят ряд рекомендаций.
В констатирующей части Рекомендаций Экспертного совета отмечается, что в современных условиях конкурентоспособность государства обеспечивается, прежде всего, наличием развитой национальной инновационной системы, целостной государственной политикой и эффективным нормативным правовым обеспечением в сфере инновационной деятельности.
Обозначены основные предпосылки для инновационного развития, сохраненные на сегодня в России:
- наличие значительного сектора фундаментальной науки (прежде всего научные организации Российской академии наук и других академий наук, имеющих государственный статус);
- проведение прикладных исследований и технологических разработок и внедрение научно-технических результатов в производство (система государственных научных центров Российской Федерации, отраслевые научные организации, корпоративная наука);
- наличие конкурентных преимуществ России в ряде важнейших технологических направлений, в частности в авиационно-космической и атомной промышленности;
- эффективная система образования, а также практика подготовки и аттестации кадров высшей квалификации;
- наличие отдельных эффективных элементов инновационной структуры.
Вместе с тем в настоящее время государственный сектор науки не может обеспечить эффективную реализацию государственной научно-технической политики по следующим причинам:
- раздробленность государственного сектора науки;
- низкая бюджетная обеспеченность научных исследований;
- существенная неравномерность инфраструктуры государственного сектора науки, влияющая на территориальную целостность национальной инновационной системы;
- низкий уровень оплаты труда работников, занимающихся научной деятельностью;
- организационно-правовые барьеры между фундаментальной наукой и образованием;
- несовершенная нормативная правовая база, регламентирующая отношения в сфере оборота прав на результаты научно-технической деятельности;
- неэффективная система управления государственным сектором науки.
Главной особенностью подхода к оптимизации государственного сектора исследований должна стать, по мнению участников заседания, более четкая его ориентация на выполнение исследований и разработок в соответствии с государственной системой приоритетов развития научной, технологической и инновационной деятельности.
Зафиксировано в рекомендациях требование при формировании федерального бюджета увеличить расходы на фундаментальную науку и вернуть «единую бюджетную строку». Например, внести дополнение в федеральный закон № 94 в части отмены проведения торгов на поставки уникального экспериментально-исследовательского оборудования для организаций ОПК. В целях более полного использования научно-технического потенциала предприятий предлагается разрешить научно-исследовательским организациям ОПК создавать малые внедренческие предприятия для создания и продвижения на отечественный и зарубежный рынок инновационной продукции.
Совету Федерации рекомендовано обобщить предложения по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей деятельность государственного сектора науки, и направить их для рассмотрения в правительство Российской Федерации.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев