Коммерсантъ:«Образование должно быть адекватно наноиндустрии»

-->

Наноиндустрия только формируется, однако уже сегодня ощущается недостаток квалифицированных кадров для этой отрасли. ДМИТРИЙ ЛИВАНОВ, ректор Московского института стали и сплавов, рассказал «Ъ» о том, каким должен быть специалист в области нанотехнологий и какие образовательные программы подготовки будущих нанотехнологов существуют в его университете

Дмитрий Ливанов

Насколько остро стоит проблема нехватки кадров для наноиндустрии в настоящее время?

В России этой отрасли пока не существует. И она сложится не раньше чем через 5–10 лет. Нам только предстоит ее сформировать. Это будет догоняющее развитие, так как в развитых странах, например в США, работы в области нанотехнологий уже давно скоординированы на государственном уровне. С другой стороны, у России есть и преимущества: мы уже знаем, каких ошибок можно избежать, какие риски необходимо минимизировать и пр. В целом стартовая позиция у нас неплохая. Сегодня в России назрела необходимость модернизации технологических укладов в ряде отраслей промышленности. Потребность эта связана в том числе и с развитием нанотехнологий. Отсюда возник спрос на подготовку квалифицированных кадров для будущей инновационной экономики.

Как российская образовательная система может решить эту проблему?

Чтобы решить эту проблему, необходимо создать инновационную модель образования, которая будет адекватна складывающейся новой индустрии. Структура российского образования унаследована нами из СССР. Система специальностей в Союзе создавалась под традиционный уклад экономики, существовавший еще в 1940–1960-е годы. Особенность наноиндустрии заключается в том, что она требует межотраслевых знаний. Исследования, которые ведутся в этой области, носят междисциплинарный характер, и, чтобы быть успешным в сфере нанотехнологий, специалист обязан знать химию, физику, математику, биологию и многое другое. Таких специалистов в России никогда не готовили.

А как же традиционные плюсы российского образования? Вроде бы в области естественных наук наши специалисты до сих пор конкурентоспособны…

Да, традиции образования в сфере естественных, точных, технических наук у нас до сих пор сильны. Это, конечно, наше конкурентное преимущество. Однако было бы неправильно возлагать на него особые надежды: вряд ли мы сможем легко его реализовать. Для этого придется существенно изменить основные подходы в образовании.

Каким должен быть специалист, работающий в наноиндустрии?

Во-первых, такой специалист должен быть исследователем высокого класса. Причем принципиально важно, чтобы исследования были междисциплинарными. Во-вторых, он должен быть одновременно и разработчиком, то есть уметь проектировать устройства и разрабатывать технологии. В-третьих, он должен обладать навыками предпринимателя и управленца, знать, как та или иная разработка может быть коммерциализирована. Наконец, он должен обладать способностью к коммуникации и работе в команде. А поскольку международный язык науки и бизнеса сегодня — это английский, то иностранный язык тоже необходим

Как реализуются эти требования в вашем университете?

У нас есть две программы и два подхода. Первый — это традиционный прием на первый курс на специальность «наноматериалы». Она создана недавно — 3–4 года назад. По ней разработан государственный стандарт. Студенты изучают большие объемы физики, математики, химии, биологии, что для нашего университета необычно. Плюс мы постепенно вводим элементы проектирования и предпринимательства. Выпуска по этой специальности пока не было, но она явно востребована, и конкурс на нее существенно выше, чем в среднем по университету, а он у нас немаленький — 3,5 человека на место.

Какой второй подход?

Второй — инновационный. С 1 октября 2008 года мы запустили магистерскую программу, рассчитанную на два года. Мы ее реализуем вместе с Московским физико-техническим институтом при поддержке госкорпорации «Роснано». Это программа обучения в области нанометрологии, то есть методов измерения и характеризации объектов, имеющих нанометровые размеры. Пока образование по этой программе получает одна группа из 15 человек.

Обучение для них платное?

Для самих студентов обучение бесплатное. Финансирование осуществляет «Роснано». В среднем подготовка одного специалиста обходится в сумму около 1 млн руб. за двухлетнюю программу. То есть за 15 человек — около 15 млн руб.

Как построена программа?

Первый год — углубленные базовые курсы. В основном это физика, материаловедение, электроника — все то, что нужно знать специалисту в области нанотехнологий. Второй год — интенсивные курсы лекций. Это порядка 16 модулей, за каждый отвечает приглашенный профессор. Мы провели мониторинг по ведущим университетам и научным центрам мира и составили список специалистов, которые наиболее высоко котируются в научном и технологическом сообществе. Это как российские специалисты, так и иностранные — из США, Швеции, Германии, Франции. Кроме того, каждый студент должен будет пройти две стажировки за рубежом в лучших научных центрах, оснащенных самым современным оборудованием. В России таких центров нет, а за рубежом у студента будет возможность погрузиться в атмосферу, условно говоря, фабрики будущего и попытаться на ней поработать.

Вы планируете расширять эту программу?

Да, мы ведем переговоры с несколькими промышленными компаниями, и думаю, что подобных магистерских программ у нас будет больше. В дальнейшем мы будем двигаться в сторону расширения инновационной части образования и в течение двух-трех лет перейдем на самые современные методы подготовки людей в этой сфере. На мой взгляд, именно таким должно быть образование XXI века: индивидуализированный подход к каждому студенту, привлечение лучших преподавателей — на этом этапе пока иностранных специалистов — и углубленная полидисциплинарная подготовка.

Пока не сформирована нанотехнологическая отрасль, будут ли ваши выпускники востребованы на рынке?

Студенты, которые освоят нашу программу, уже сейчас могут быть востребованы — например, в корпорации «Роснано», различных государственных научных организациях, федеральных органах управления, которые вовлечены в формирование наноиндустрии. Сегодня, на мой взгляд, также крайне перспективно все, что связано с наноматериалами, применяемыми в авиации, космической, атомной, оборонной промышленности. Еще один важный сектор — это биотехнологии и медицина. И я также бы отметил наноэлектронику и альтернативную энергетику, где активно применяются нанотехнологии.

А вы не боитесь, что ваши выпускники не пойдут работать в российские компании или государственные структуры, а уедут за рубеж, где, очевидно, гораздо больше перспектив для таких специалистов?

Конечно, они могут уехать, но мы этого совершенно не опасаемся. Наши выпускники успешно работают по всему миру. Кроме того, многие крупные корпорации сегодня глобализованы: российские компании приобретают активы за рубежом, а иностранные ведут деятельность в России. Наша основная задача — дать студентам конкурентоспособное образование. А создавать конкурентоспособные условия труда для наиболее талантливых специалистов — это уже задача компаний и научных организаций.

В прошлом году у вас в университете был создан Центр наноматериалов и нанотехнологий. Чем он занимается?

Центр был создан для того, чтобы объединить усилия, которые раньше были рассредоточены по различным подразделениям и лабораториям университета. В нем мы сконцентрировали человеческий потенциал, финансовые средства и современное оборудование. Задача центра — обеспечить университету конкурентоспособность в сфере нанотехнологий. Он занимается собственными исследованиями и разработками в этой области, проводит мониторинг того, что происходит в университете, в России и в мире. У центра есть бюджетное финансирование, а есть проектное — за счет выигранных конкурсов, грантов, работы в интересах каких-то компаний. Особых достижений пока нет, так как мы только что завершили организационный период. Но это молодая динамичная структура, и мы возлагаем на нее большие надежды.

Беседовала Ольга Хвостунова

Опубликовано в NanoWeek,


Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

Коммерсантъ