Зеленоградская ОЭЗ: отставание от графика работ

-->

Российскую Силиконовую долину создают в Зеленограде

В Зеленограде продолжается создание российской Силиконовой долины

КОМИССИЯ по экономической политике и предпринимательству Мосгордумы в третий раз за последние годы проанализировала ход работ, связанных с созданием особой экономической зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа «Зеленоград». Казалось бы, сугубо производственный вопрос. Нет, не так. В действительности сейчас Россия пытается догнать развитые экономические державы. Нашей стране как воздух нужны новейшие технологии, идеи, которые можно реализовывать и продавать. России необходимо уменьшить зависимость от импорта технологий, оборудования, прежде всего программного обеспечения, компьютерной техники и т. п. Вот для этого в отечестве нашем и создаются особые экономические зоны – территории с особым режимом предпринимательской деятельности.

Zelenograd0.jpg

Рай силиконовый

В Зеленограде, где до сих пор работают лучшие российские микроэлектронщики, говорят: «Мы отстали не по разработкам, а по инвестициям». А почему? Потому что на Западе уже несколько десятилетий усиленно направляют гигантские средства на стимулирование предприятий, создающих информационные технологии, программное обеспечение, новые производственные материалы. Выражение «силиконовая долина» стало уже нарицательным. Это символ всего самого передового в мире современных технологий.

Создание Силиконовой долины началось в Соединенных Штатах аж 37 лет назад. Это Мекка электронщиков обосновалась в Калифорнии, к югу от СанФранциско, во времена электронного бума. Именно тогда здесь обосновались сотни и тысячи компаний. Именно здесь начинали ныне всемирно известные корпорации Hewlett-Packard, Cisco Systems, Yahoo и другие. Почему долину прозвали «силиконовой»? Потому что один из основных элементов, применяемых при создании микроэлектроники, – это кремний, или силициум, как называли данный минерал древние латиняне. Силиконовая долина фактически в значительной степени создала современный информационный, компьютерный мир. США заработали баснословные деньги на продаже программного обеспечения и электроники, на продаже знаний. Можно ли, однако, тягаться с «силиконщиками»? Можно. О чем свидетельствует пример далекой загадочной Индии.

Страна с населением, превышающим миллиард человек за последние 10–15 лет построила в Бангалоре собственный аналог Силиконовой долины. В настоящее время индусы чуть ли не сравнялись с американцами по объемам продаж программного обеспечения и компьютерных технологий. Россия – великая держава, без создания собственных высоких импортозамещающих технологий, обрабатывающих производств она развиваться просто не может. Вот этим, в первую очередь, и должны заняться компании и предприятия-резиденты особых экономических зон.

В настоящее время в отечестве нашем идет формирование нескольких типов ОЭЗ. В первую очередь, технико-внедренческих зон – Нойдорф под Санкт-Петербургом, ОЭЗ в подмосковной Дубне, Томске и наша, московская – в Зеленограде.

Москва платит исправно

В 2005 году Москва, а также еще пять российских регионов выиграла конкурс на создание особой экономической зоны, – открыл заседание заместитель председателя Комиссии по экономической политике и предпринимательству Мосгордумы депутат-единоросс Игорь Протопопов. – В столице силиконовая долина создается в Зеленограде, который еще 50 лет назад задумывался как центр развития электронной промышленности страны. Зеленоградский технологический заповедник строится на участке площадью 142 га в окраинном районе Алабушево и в центре города, на базе Московского института электронной техники. Площадь этого участка – 5 гектаров.

Protopopov_I_S.jpg

Игорь Протопопов

Уже дважды на комиссии рассматривались вопросы, связанные с реализацией программы по созданию зоны. Финансирование осуществляется на паритетных началах: 50 процентов средств выделяет федеральный бюджет, вторую половину вносит Москва. Так, было запланировано выделить из федерального и регионального бюджетов в 2006 году по 1,4, в 2007-м – по 2,2 миллиарда рублей. Программа серьезнейшая. Мы понимаем, что объективные условия, сложившиеся в Зеленограде, позволяют рассматривать проект сооружения в этом столичном округе технико-внедренческой зоны как российский пилотный проект. Выйдет в Зеленограде, хорошую перспективу получит развитие и других техниковнедренческих зон.

Что же было сделано, что предпринять не удалось и почему? – вступил в дискуссию руководитель территориального управления Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по г. Москве Сергей Комягин. – Прежде всего давайте вспомним, что создание зоны подразделяется на этапы. На первом этапе предполагалось принятие целого комплекса нормативных документов, что и было сделано. Тем самым мы прояснили крайне важный вопрос: как работает ОЭЗ, в чем ее особенности и преимущества и почему она должна быть выгодна потенциальным инвесторам.

Komyagin.jpg

Сергей Комягин

Кроме того, на этом первом этапе намечалось решить, пожалуй, главную задачу: получить землю. После этого началось создание инфраструктуры: инженерно-технических коммуникаций, дорог – всего того, без чего невозможна эффективная деятельность инвесторов. Есть четкий перечень объектов этой инфраструктуры. Здесь надо уточнить: из средств федерального бюджета финансируются инфраструктурные сооружения, расположенные внутри зоны.

По словам С. Комягина, деньгами московского бюджета оплачивается строительство необходимых для деятельности ОЭЗ коммуникаций, дорог, путепроводов, объектов энергетики, находящихся вне зоны. Сперва нужно возводить именно внешние коммуникации. Вот почему, считает Сергей Вячеславович, и осваивается сначала бюджет, предназначенный для строительства внезоновых объектов, чем и вызван перекос в финансировании.

Напомним, что по состоянию на 1 января 2008 года Москва заключила договоры на сумму в 6,4 миллиарда рублей, а федеральное агентство – лишь на 754 млн рублей. При этом фактически выполнено работ с участием московских денег на сумму в 4,5 млрд рублей, федеральных – лишь на 46 млн рублей.

ОЭЗ, однако же, создается для того, чтобы в этой зоне работали высокоэффективные предприятия. Привлечение инвесторов можно начинать после создания инфраструктуры. В прошлом году процесс пошел.

Так «Город» или «Парк»?

Итак, зона располагается на двух участках. Площадка МИЭТа мыслится как большой бизнес-инкубатор. Небольшие высокотехнологичные компании, которые получат здесь приют, получают возможность привлекать к своей деятельности институтский потенциал – потенциал, кстати, очень мощный и передовой. Достаточно сказать, что МИЭТ развивается как один из главных российских центров по разработке нанотехнологий. Главный участок – Алабушево, предназначенный для функционирования крупных компаний, способных вкладывать средства в строительство собственных зданий, лабораторий, научнотехнических и научно-внедренческих центров. Участок находится в непосредственной близости от одноименной железнодорожной станции. Уже проведен конкурс на разработку архитектурно-строительной концепции ОЭЗ. Его выиграла известная финская компания Еvata. Фирма разработала два варианта концепции, условно названные «Город» и «Парк». Проект «Город» предполагает возведение «силиконового» бизнес-поселка на площади 1 миллион, «Парк» – полмиллиона квадратных метров.

zelenograd1.jpg

Год назад практически еще не были решены вопросы, связанные с землеустройством. Однако к 1 января года нынешнего большая часть земельных участков зоне передали. Через три-четыре месяца земельный вопрос можно будет считать закрытым. Алабушево – не голое, ровное поле, удобное для начала строительных работ. Эту землю придется готовить для дальнейшего использования. Собственно силиконовая долина расположится в Алабушеве на площади в 40 гектаров. Здесь инвесторы-резиденты возведут свои основные производственные здания. Кроме того, в зоне построят различные муниципальные службы – начиная со службы по уборке дорог и кончая пожарным депо. В зоне расположится административный центр, таможня. По территории ОЭЗ протекает небольшая речка Сетунь. Река сильно загрязнена. Ее очистят, а на берегах разобьют парк.

Одно из основных зданий, которое планируется построить на площадке МИЭТа, займут специализированный центр переподготовки кадров, инновационный и технологический центры. Первый предназначен для обучения будущих сотрудников компаний-инвесторов. В самом деле, не из Москвы же будут ездить на работу сюда люди – это при нынешних-то пробках. Каждый день 40 тысяч зеленоградцев выезжают в столицу на работу. Многие из них имеют подготовку в сфере электроники. Думается, переучить их для конкретных нужд инвесторов – не великая задача. В этом центре местные жители и получат соответствующие знания и квалификацию.

В инновационном центре небольшие и средние компании, специализирующиеся в области электроники и IT-технологий, получат возможность арендовать помещения под офисы и лаборатории. Технологический центр превратится в постоянно действующую выставку, в рамках которой работающие здесь фирмы смогут информировать крупные компании о своих разработках. Это будет собрание ноу-хау, место для бизнес-переговоров, заключения сделок, где мощные инвесторы смогут ознакомиться с итогами деятельности «силиконовых» предприятий. Стройка продолжается. Один корпус построен, возведение другого планируется завершить в начале будущего года.

Привлечение инвесторов началось. Были проведены переговоры с целым рядом крупнейших мировых компаний – таких, как IBM, Сisco Systems, Microsoft, Oracle и целым рядом других. Надо ведь учитывать, что, например, штаб-квартиры ведущих корпораций на Западе отнюдь не располагаются в центрах мегаполисов, но действуют в технопарках в пригородах. Зеленоград – идеальное место для расквартирования московских представительств компаний. Год назад в ОЭЗ привлекли двух инвесторов. Сейчас их 11. Правда, реальное освоение зоны Алабушево только началось, и поток инвесторов (резидентов) ожидается волнообразный.

zelenograd.jpg

«Лампочка Ильича, или Плач Ярославны»

Ну что ж, успехи налицо, – заявил Игорь Протопопов. – Безусловно, процесс пошел, но я хотел бы обратить внимание на некоторые успехи в кавычках. В 2007 году было организовано 217, в этом намечается создать еще 220, а в 2009-м – аж целых 300 рабочих мест. «Грандиозно». И объемы инвестиций заметно отстают от запланированных показателей. Все-таки пошел третий год действия зоны. Реальных успехов маловато. Или же я ошибаюсь?

Не могу с вами согласиться, – возразил Сергей Комягин. – Положение таково, что, в лучшем случае, в середине нынешнего года уже имеющиеся у нас инвесторы начнут проектирование своих объектов. Стало быть, закончить строительство и формировать штаты, приступить к реальной работе они смогут от силы в 2010 году. Поэтому эти инвестиционные показатели достигнуты, что называется, в условиях чистого поля. Это вложения в строительство. Настоящий рост инвестиций пойдет со второй половины 2010 года.

Вы говорите о сроках, – поддержал С. Комягина заместитель генерального директора ОАО «Особые экономические зоны» Геннадий Жилин. – Но давайте вспомним, что проект планировки зоны Алабушево после прохождения госэкспертизы утвержден московским правительством постановлением от 10 апреля, а участка «МИЭТ» – от 6 июня 2007 года. Это и явилось для нас отправной точкой для форсирования работ.

ZITTs.jpg

Далеко не вся земля нам передана, но мы и в этих условиях проектируем объекты. Но самая серьезная проблема, с которой мы столкнулись и которая может затормозить реализацию проекта – электроснабжение. Ориентировочная энергетическая нагрузка зоны – 66 МгВ. Предлагалось запитать наши ОЭЗ от двух энергообъектов. Кстати, замечу, что плата за технологическое присоединение должна составить 3,7 млрд рублей. Мы подали заявку на присоединение в Московскую областную электросетевую компанию и получили отрицательный ответ. А недавно нам доставили документ, аннулировавший ранее выданные технологические условия на присоединение. И на сегодня мы вообще не знаем, как будем подключаться к сетям электроэнергии и по какой категории надежности, сколько нам потребуется заплатить за присоединение.

Простите, конечно, коллеги, но это был прямо-таки «плач Ярославны», – оппонировала заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития г. Москвы Ирина Смирнова. – Мне думается, нам не стоит нынешний конструктивный диалог превращать в конкурс взаимных претензий. Недостатки в работе имеются с обеих сторон, но мы имеем полную возможность наверстать упущенное. По нашим оценкам, от плана реализации мы отстаем на 7–8 месяцев, и нам следует выработать комплекс конкретных мер, позволяющих это отставание преодолеть.

Ирина Смирнова обратила внимание на то, что до сих пор не утверждена архитектурно-строительная концепция. Вариантов-то два, один вариант в два раза превышает другой. Так на какие объемы и мощности следует ориентироваться? Ирина Вячеславовна отметила, кстати, что названные Геннадием Жилиным объемы потребной мощности электроэнергии в 66 МгВ, не соответствуют как первому, так и второму варианту проекта концепции. Но в Зеленограде существует схема электро-энергоснабжения, разработанная под тот перспективный план развития города, который существовал без учета особой экономической зоны.

В настоящее время московское правительство прорабатывает схемы энергоснабжения с учетом вариантов «Город» и «Парк». «Что касается отзыва технологических условий на присоединение, о чем упомянул Геннадий Владимирович, – сообщила Ирина Смирнова, – то он связан с заменой по тому энергообъекту, который вошел в перечень строек ОЭЗ, финансируемых за счет столичного бюджета. Город уже выделил 3 миллиарда рублей. До конца года первый этап строительства на РТС-4, о котором идет речь, будет завершен».

Как поставить «силикон» на поток?

Наступит, однако же, светлое будущее: и инфраструктуру построят, и проблемы энергоснабжения решат.

Прогнозы – дело полезное, но неблагодарное, – заметил в связи с этим заместитель руководителя Департамента науки и промышленной политики Москвы Евгений Балашов. – Знаете, сейчас руководители отдельных компаний размышляют: идти или не идти в ОЭЗ, выгодно это или нет. Это крупные компании, имеющие большие объемы продаж. Вроде бы они уже достаточно развиты. Представим, решатся эти фирмы инвестировать средства в технико-внедренческую зону. В микроэлектронике, а это и есть основное направление развития Алабушева и МИЭТа, средняя зарплата колеблется в пределах 40 тысяч рублей. Если резидент входит в зону на правах арендатора, то сумма аренды «съедает» экономию по заработной плате. Понимаете? Стратегия стратегией, но есть и тактические вопросы развития любого предприятия».

quant.jpg

Евгения Балашова поддержал заместитель префекта Зеленограда Александр Терминов. По его мнению, Федеральный закон № 116ФЗ «Об особых экономических зонах» имеет ряд изъянов. В частности, он предполагает порядок, по которому в ОЭЗ можно разрабатывать и реализовывать опытную продукцию – не более того. Но ведь хорошо известно: наиболее сложный и важный момент в инновационном цикле – переход от опытного к промышленному производству. В этой связи Александр Ильич предложил столичным законодателям подумать о способе стимулирования действующих промышленных предприятий, готовых реализовать эти новейшие технологии и разработки.

Ну что ж, подведем итоги, – резюмировал Игорь Протопопов. – Мы зафиксировали отставание от графика работ по созданию ОЭЗ. Надо догонять. В первую очередь, следует взять под контроль земельные и энергетические вопросы. Кроме того, я думаю, нужно четче координировать наши общие усилия. Полагаю, нам надо создать некий консультативный совет или специальную комиссию, которая бы проанализировала самое главное: какой результат мы получим на выходе.

Не удивлюсь, если этот сугубо практический разговор несколько разочаровал вас, уважаемый читатель. Мол, разве так создается легенда? Где романтика, громадье планов? Мне кажется, романтики в этом смысле не совсем правы. Громадье планов должно опираться на мощный фундамент – в противном случае все эти планы рискуют остаться лишь розовыми мечтами.

Владимир РАТМАНСКИЙ

http://www.vmdaily.ru/article.php?…

Да, как говорится, дело идёт, но со скрипом. Мы уже не раз писАли об этой ОЭЗ, о том, как она «заселяется» – http://www.nanonewsnet.ru/…-rezidentami // http://www.nanonewsnet.ru/…y-zelenograd // http://www.nanonewsnet.ru/…ykh-otraslei – но, как оказывается, и в этом деле не всё идёт по графику… Будем надеяться, что все заинтересованные лица и организации устыдятся и подтянутся. Неудобно, всё-таки «флагманы»… Чего тогда требовать от таких удалённых от центра ОЭЗ, как Томская, Новосибирская, татарстанская и др.?..