Успех или разочарование — к чему везут нас «беспилотники»? Или о перспективах развития самоуправляемых автомобилей

О перспективах создания и применения «беспилотных» авто поговорили с научным руководителем проекта «Автопарадигма», Алексом Степановым, независимым исследователем в области информатики и технической кибернетики, развивающим концепцию ультра-модульной автомобильной платформы. Вопросы задала внештатный журналист издания, Екатерина Перова.

ЕП: Алекс, ваша работа долгие годы была связана с информационными технологиями. Почему вы обратили внимание на тему автомобильного транспорта?

АС: Действительно, не одно десятилетие я занимался ИТ. Но при этом меня всегда интересовали не только и не столько сами компьютерные системы, сколько связанные с ними информатика и кибернетика, системный анализ, вопросы применения информационных систем. Очевидно, что современный автомобиль стал высокоавтоматизированной системой, служащей целям передвижения. А в будущем нас ждут еще большие изменения и усовершенствования. В этой связи и возник мой «автомобильный интерес», в рамках которого я не углубляюсь в детали механической начинки транспортных средств, а смотрю на феномен с точки зрения функций, информационных связей, задач оптимизации, социальных и экономических эффектов и последствий и т.п.

ЕП: Хорошо, с теорией понятно. Ну а лично сами вы как к вождению относитесь?

АС: Я имел в виду не только теорию. Исследования нацелены на тенденции, связанные как с использованием самого автомобиля, так и развитием автомобильной отрасли для того, чтобы каждый из нас и общество в целом подготовились к соответствующим результатам. В том числе, и с точки зрения перспектив инвестиций и бизнеса.

И как водитель почти с тридцатилетним стажем, но одновременно с этим, и как пешеход и просто человек в окружении постоянно развивающейся транспортной системы, у меня есть и личная заинтересованность в данной теме.

ЕП: Приличный стаж! И похоже, вам надоело крутить «баранку»…

АС: К счастью, я не просидел все это время между рулем и водительским сиденьем – я пользовался автомобилем умеренно. И с долей сочувствия отношусь к тем, кто поневоле тратит изрядную часть своей жизни в дорожных пробках, на выискивание мест для парковки, выяснения отношений с другими водителями и т.п., не успевая при этом получить саму радость от вождения.

Уверен, автомобиль должен измениться сам и изменить наш образ жизни – избавить нас от существующих проблем и не создавать новые. Я имею в виду самоуправляемый автомобиль так называемый «беспилотник».

И добавлю, что были опасные моменты (хотя, у кого их не было) – совершал ошибки в оценке дорожных ситуаций. Проводя их анализ, я всегда приходил к мысли, «что хорошо водить на дорогах общего пользования – это в первую очередь, про хорошо думать, и только во вторую – про хорошо работать руками и ногами».

ЕП: Понимаю вас. Решили отодвинуть руль в сторону и начать еще больше думать – над «беспилотниками». Ну и что же говорит ваши информатика и кибернетика об их перспективах?

АС: В парадигме, в которой пытаются создать «электронного водителя», копируя и воспроизводя навыки и поведение человека, перспектив нет и не может быть…

ЕП: Но позвольте, только совсем недавно видела презентацию беспилотного авто. Пассажир просто сел в такси, и оно само поехало по дороге общего пользования. Вы хотите сказать, что всего этого не признаете?

АС: Понимаю ваше недоумение. Как правило, речь все-таки идет об ограниченной площадке в несколько кварталов или о специально выделенных маршрутах. Также эти транспортные средства находятся под постоянным дистанционным централизованным контролем, являясь своего рода «машиной на радиоуправлении», хоть и не игрушечной. Самый известный эксперимент – «роботакси» в Сан-Франциско (Калифорния), а теперь – и в его пригороде, еще в самом разгаре, и его результаты пока туманны. Кстати, интересно спросить, пользуются ли им кто-то кроме посещающих эти места туристов и любителей пощекотать себе нервишки. В большинстве демонстраций мы все-таки видим на месте водителя человека, подстраховывающего автопилот.

ЕП: Но много сообщений и не о такси…

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Хабр