«Гром» над Украиной: перспективный БПЛА может стать наиболее эффективным носителем авиабомб с УМПК

Российские фугасные авиабомбы, оснащённые унифицированными модулями планирования и коррекции (УМПК), являются одним из наиболее эффективных образцов вооружений, применяемых в ходе проведения специальной военной операции (СВО) на Украине. Судя по данным из открытых источников, интенсивность ударов, наносимых авиабомбами с УМПК, неуклонно возрастает. При этом, судя по всему, на текущий момент вооружённые силы Украины (ВСУ) отказались от проведения крупномасштабного наступления и перешли к активной обороне.

Проблемы роста

В связи с этим для ВСУ становиться жизненно важно минимизировать эффективность ударов, наносимых российскими средствами воздушного нападения (СВН), в том числе уменьшить воздействие российских авиабомб с УМПК на позиции ВСУ в районе линии боевого соприкосновения ЛБС и не допустить их применения в глубине территории Украины.

Для решения этой задачи ВСУ скорее всего будут использовать засадную тактику работы зенитных ракетных комплексов (ЗРК), кроме того, не исключено, что для решения этой задачи будут привлекаться, как остатки боевой авиации советского производства, так и истребители F-16, которые ВСУ уже могли получить или же должны получить в ближайшее время.

grom1.pngФугасная авиабомба (ФАБ) с УМПК под крылом Су-34

Недавно в сети интернет появились сведения о том, что ВСУ удалось уничтожить один или несколько истребителей-бомбардировщиков Су-34 с помощью засады, организованной с помощью ЗРК Patriot. Несмотря на то, что информация не получила официального подтверждения, исключать такой вариант развития событий нельзя – противодействовать засадной тактике применения ЗРК достаточно сложно, особенно в условиях, когда полное информационное обеспечение ВСУ осуществляют страны НАТО.

Ещё одной проблемой является то, что для выполнения рутинных в общем то операций применяются новейшие самолёты поколения 4+/4++ типа Су-30СМ, Су-34 и Су-35 – не хватало ещё Су-57 к этому делу пристроить. Происходит это потому, что альтернатив им пока что нет – всё дело в концепции многофункциональности, результатом которой стало появление высокоэффективных, многофункциональных, но в тоже время и дорогих самолётов, что ограничивает их количество в войсках.

grom2.pngДаже Су-30СМ избыточен по своим возможностям для простого применения авиабомб с УМПК. Изображение Alex Beltyukov

Ранее, в материале Уроки СВО: многофункциональные комплексы вооружений должны дополнить узкоспециализированные боевые машины, мы говорили о том, что простые, недорогие, узкоспециализированные боевые самолёты могут быть созданы на базе, как выведенных из эксплуатации самолётов с их восстановлением и минимальной модернизацией, так и на базе новых машин с упрощённым бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО), например, на базе планера и силовой установки МиГ-35, Су-30СМ или Су-35.

Однако, даже такое решение не позволит поставить в войска столько самолётов, сколько потенциально может потребоваться для применения авиабомб с УМПК и других авиационных боеприпасов, производимых сейчас военно-промышленным комплексом (ВПК) в усиленном режиме. Потенциально с задачей доставки авиабомб с УМПК могли бы справиться даже самолёты типа МиГ-21 или Су-17, которые, предположительно, могут использовать ВСУ, в случае гипотетического возобновления их производства с учётом доработки под современную элементную базу и техпроцессы, однако, это вряд ли реально.

grom3.pngСправиться с задачей сброса авиабомб с УМПК по заранее разведанным целям мог бы справиться даже самолёт типа МиГ-21, причём, со значительно меньшей стоимостью «доставки» чем у современных истребителей поколения 4++

Кроме того, это не решит проблему применения ВСУ засадной тактики, в результате чего будут гибнуть пилоты российских Военно-воздушных сил (ВВС), а сложность подготовки хорошего пилота сопоставима со сложностью производства боевого самолёта, даже с учётом того, что и самолёт, и пилот, будут узкоспециализированными.

Кстати, в качестве дешёвого в приобретении и эксплуатации носителя авиабомб с УМПК ранее мы рассматривали и учебно-тренировочный самолёт (УТС) Як-130, однако, судя по всему все эти машины как раз и используются для активной подготовки пилотов для Военно-воздушных сил (ВВС) РФ, то есть резерва УТС для использования на фронте нет. Однако, недавно анонсирован перспективный, недорогой и конструктивно простой УТС, разрабатываемый компанией МиГ, с полезной нагрузкой до 1000 килограмм, который создаётся на основе задела, оставшегося после разработки УТС МиГ-АТ.

grom4.pngЯк-130 и МиГ-АТ. Изображение Adrian / vpk.name

Какие у нас есть альтернативы?

Предположительно, такой альтернативой могут стать реактивные беспилотные летательные аппараты (БПЛА), относительно недорогие, узкоспециализированные и массовые в производстве. Тем более, что потенциально такой БПЛА в России уже разрабатывается – это БПЛА «Гром» от группы компаний Кронштадт.

grom5.pngМакет БПЛА «Гром»

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

Военное обозрение