Физики увидели распад ложного вакуума. Пока только в ферромагнитных сверхтекучих жидкостях

Итальянские физики зарегистрировали распад ложного вакуума в ферромагнитной сверхтекучей жидкости. Результаты эксперимента совпали с численными расчетами, что подтвердило наблюдение. Статья об эксперименте опубликована в Nature Physics.

Переохлажденный газ — классический пример метастабильного состояния, переход из которого в основное состояние (жидкую фазу) происходит из-за резонансного возникновения пузырьков. Их образование обычно происходит вокруг примесей в газе или неоднородностей контейнера. Эту идею можно расширить и на квантовые системы и квантовую теорию поля в широком диапазоне сценариев и масштабов, от понимания устройства ранней Вселенной до характеристики спиновых цепей. В этих моделях метастабильное состояние, в котором начинают зарождаться пузырьки, называется ложный вакуум. В чистом виде распад ложного вакуума в основное состояние происходит за счет квантово-вакуумных флуктуаций.

Более подробно про ложный вакуум читайте в нашем материале «Из пустого в порожнее».

Группа физиков под руководством Габриэля Феррари (G. Ferrari) из Трентского университета провела эксперимент с переохлажденным газом, состоящим из атомов изотопа натрия-23 (23Na).