Беспилотные аэротакси ― перспектива 15 лет. Интервью с исполнительным директором АО НПП «Радар ммс», кандидатом технических наук Иваном Анцевым

Развитие беспилотных аппаратов, в том числе и летательных, ― это задача, обозначенная на государственном уровне. В течение ближайших шести лет, до 2030 г. в России должна сформироваться отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских беспилотников. Это обозначено в национальном проекте «Беспилотные авиационные системы».

Их развитие во многом связано с созданием устойчивой отечественной элементно-компонентной базы, важная часть которой ― микроэлектронные технологии. О перспективах развития и широкого внедрения беспилотных летательных аппаратов корреспондент портала «Научная Россия» поговорил с исполнительным директором АО «Научно-производственное предприятие “Радар ммс”», кандидатом технических наук Иваном Георгиевичем Анцевым на форуме «Микроэлектроника 2023».

Какой степени автоматизации необходимо добиться в развитии беспилотных аппаратов? Можно ли прогнозировать сроки их внедрения, и когда появится беспилотное аэротакси? Электричество или горючее топливо станет источником энергии для беспилотников?

― В каком направлении стоит ждать развития беспилотников: это более совершенные аппараты, управляемые оператором, или максимально автономные от человека устройства?

― Развитие беспилотных летательных аппаратов однозначно движется в сторону полной автоматизации, то есть к полному отсутствию пилотов или наземных операторов, координирующих их действия. Все идет к широкому внедрению дронопортов.

Выполняя какую-либо циклическую задачу, например мониторинг стационарных объектов или дорожной инфраструктуры, беспилотный летательный аппарат должен заряжаться, взлетать, выполнять работу, возвращаться на станцию для подзарядки и снова взлетать. При работе дронов в группе, единой связке, когда несколько аппаратов решают одну задачу, они будут функционировать 24 часа семь дней в неделю. Это так называемый бесшовный мониторинг, необходимый для различных задач наблюдения, при котором дрон постоянно находится в воздухе. Такую идеологию можно применить и к доставке грузов в системе постаматов. Дрон должен приземлиться в точку, где находится груз, например посылка, деньги или документы, загрузиться и доставить в следующий пункт выдачи.

Значительная часть беспилотников и сегодня летают в автоматическом режиме по заданной полетной программе. Ими никто не управляет, но оператор постоянно мониторит состояние всех подсистем, чтобы перехватить управление при необходимости и, например, обеспечить безопасную посадку. Но в перспективе мы должны прийти именно к полностью автоматизированным системам, способным круглосуточно выполнять задачи без участия оператора. Такие системы сами смогут контролировать состояние беспилотников. Это сервисы предиктивной аналитики, принимающие решения об определенных действиях, например о посадке или о возвращении на базу в случае замеченных нарушений. Такое может случиться, если заканчивается ресурс какого-либо узла, отмечаются нестандартные вибрации, незапланированно меняются давление, напряженность или температура в определенных точках аппарата. При этом в центр мониторинга за беспилотниками будет отправлен сигнал о том, что такой-то дрон имеет такую-то проблему и возвращен в такой-то дронопорт.

За этим я вижу будущее беспилотных летательных аппаратов, причем в разных весовых категориях ― от самых маленьких до крупных устройств, способных переносить значительные грузы. Конечно, такая идеология работает только с беспилотниками вертикального взлета и посадки: конвертопланами, вертолетами, квадро- и оптокоптерами.

― Сегодня популярна тема нейроинтерфейсов, с помощью которых в перспективе можно будет полноценно управлять различными аппаратами, в том числе летательными. Вы рассматриваете эту область развития беспилотников?

― Я считаю, что внедрение таких когнитивных технологий, которые позволили бы управлять беспилотником не с помощью джойстика, а направляя в модуль команды напрямую из мозга, не так уж необходимы.

По какому принципу сейчас работают беспилотники? Есть задача долететь из точки А в точку Б. Оператор строит маршрут на компьютере (по сути, сейчас это уже делается двумя кликами мыши), и система автоматически выбирает оптимальный безопасный маршрут. После команды «старт» беспилотник отправляется выполнять задание. Оператор не участвует ни во взлете, ни в посадке, его роль сводится к контролю телеметрических показаний.

А в перспективе нужно вообще уходить от операторов, чтобы не задействовать лишний человеческий ресурс.

― Выпустить сами беспилотники и системы, способные за ними следить, ― этого мало для их широкого внедрения. Это также работа, связанная как минимум с созданием инфраструктуры и разработкой законов…

― Эта работа предусмотрена в нацпроекте по развитию беспилотных авиационных систем, который запустил президент РФ В.В. Путин.

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Научная Россия