В НИУ ВШЭ создали мобильное приложение для оценки речевого развития детей

Команда Центра языка и мозга НИУ ВШЭ придумала и стандартизировала уникальный инструмент для оценки речевого развития у детей 3–11 лет. Тест получил название КОРАБЛИК — клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций. Он оценивает понимание и порождение речи на всех уровнях языка и учитывает множество лингвистических, психолингвистических и психометрических параметров, важных для создания таких инструментов. Теперь мобильное приложение КОРАБЛИК доступно в электронном магазине RuStore.

Инструмент был создан в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде» по программе «Приоритет-2030».

В отечественной логопедической традиции сложилась практика проведения диагностики речевых нарушений у русскоязычных детей с помощью разнообразных речевых карт и других качественных методов. При этом качество оценки во многом зависит от мастерства и опыта логопеда, а полученные результаты диагностики трудно передаются другим специалистам, и их применение невозможно в рамках научных исследований. В общемировой же традиции принято использовать стандартизированные батареи диагностических тестов, поэтому дефицит подобного продукта в русскоязычной практике ощущался особенно остро.

Для решения этой проблемы и был создан КОРАБЛИК. Кроме научной выверенности, его характерной чертой является то, что он реализован как цифровой инструмент — планшетное приложение, доступное на платформе Android. Все задания предъявляются унифицировано, а результаты анализируются и выводятся автоматически. Ни для русского, ни для других языков мира такого комплексного цифрового решения для оценки речи у детей ранее не существовало.

КОРАБЛИК представляет собой 11 заданий в игровой форме. С их помощью можно оценить понимание и порождение речи на всех основных языковых уровнях: звуков речи, слов, предложений и текста. Задания на понимание оцениваются автоматически, а ответы в заданиях на порождение речи записываются приложением. Затем в модуле анализа специалист может их прослушать и оценить. В конце диагностики полученные баллы сравниваются с нормативными интервалами. В случае выхода результата за пределы нормы в приложении показывается степень дефицита речевого развития конкретного протестированного ребенка.

Для повсеместного использования инструмента практиками требовалось собрать данные у типично развивающихся детей. Тест прошли около 500 детей с нормальным речевым развитием, и полученная информация легла в основу расчета допустимых нормативных интервалов. После этого понадобилась оценка валидности инструмента в группах детей с различными речевыми дефицитами, такими как общее недоразвитие речи или нарушения речи при расстройствах аутистического спектра. КОРАБЛИК показал диагностическую способность для идентификации речевого развития, отличающегося от типичного, в разных клинических популяциях.

«Я проводила тест КОРАБЛИК в разных группах детей (это были и совсем маленькие дети 3–4 лет, и дошкольники, и младшие школьники) с типичным и нетипичным речевым развитием, — поделилась Анастасия Лопухина, одна из создателей приложения. — С точки зрения детей, КОРАБЛИК — это не тестирование, а игра на планшете, в которую они с интересом включаются. За увлекательной игрой скрыта серьезная научная начинка. Тест будет не только полезен для практиков, но и незаменим для ученых, поскольку позволяет измерить речь количественно».

Хотя КОРАБЛИК и дает возможность оценивать широкий спектр базовых речевых компетенций, в логопедической практике он будет не единственным подходом в диагностике.

«Появление такого теста на рынке даст возможность включить в диагностический протокол стандартизированные задания (например, оценку понимания слов или предложений), чего не было раньше. Несомненно, КОРАБЛИК — это веха. Надеюсь, он станет флагманом, за которым последуют другие стандартизированные речевые тесты», — добавила Анастасия Лопухина.

Приложение КОРАБЛИК является важным инструментом для практикующих логопедов, поскольку позволяет подойти к вопросу диагностики со стандартизированным методом и может облегчить процесс постановки диагноза. Его также целесообразно использовать в образовательных учреждениях, особенно в рубежных точках: например, для оценки соответствия речевого развития возрасту при поступлении в первый класс. Зарубежные коллеги-исследователи (в частности, из США и Бразилии) также неоднократно выражали интерес к приложению — для оценки состояния русского языка у детей из семей мигрантов из России.

КОРАБЛИК стал первым коммерческим приложением НИУ ВШЭ, размещенным на этом маркетплейсе программного обеспечения. Сейчас профессиональным пользователям предлагается бесплатный недельный тестовый период, далее можно оформить подписку на 1, 3 или 12 месяцев стоимостью от 590 рублей в месяц и до 4990 рублей за один год использования.

«На этом пилотном проекте специалисты нашего центра отработали все необходимые административные процедуры — от размещения и документального сопровождения до определения бизнес-модели продукта, стоимости подписок, подготовки лицензионного соглашения, — объясняет Геннадий Пильнов, заместитель директора Центра коммерциализации разработок и трансфера технологий НИУ ВШЭ. — За этой работой стоят передовые исследования Центра языка и мозга, поддерживаемые российскими научными фондами, огромная работа по охране интеллектуальной собственности проекта и поиску оптимального способа получения доходов для университета. Все это реализуется при слаженном взаимодействии экспертов Центра правового сопровождения в сфере науки, интеллектуальной собственности и информации Дирекции по правовым вопросам, Дирекции по порталу и мобильным приложениям и Центра коммерциализации разработок и трансфера технологий. В ближайшее время планируется масштабировать этот опыт во всех кампусах Вышки».

«За элегантным удобным планшетным приложением стоит колоссальный труд: мы работали над созданием КОРАБЛИКа с 2015 года, — рассказала Ольга Драгой, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ. — Еще до финализации продукта он обрел популярность: в последние годы мне регулярно пишут логопеды и педагоги из России и из-за рубежа, работающие там с русскоязычными детьми, с вопросом, когда же мы выпустим КОРАБЛИК в свободное плавание. Для нас это статусное событие: КОРАБЛИК станет первым созданным нами диагностическим тестом, который получит широкое распространение на практике. Для университета это тоже знаковый продукт: впервые мы пробуем коммерциализировать научный продукт как мобильное приложение в электронном магазине».

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

Naked Science