Ученые нашли способ в 500 раз повысить стабильность органических катализаторов

Ученые показали, что стабильность порфиринов — соединений, использующихся при лечении онкологических заболеваний, — зависит от выбранного растворителя. Так, скорость распада порфиринов может различаться в 64 раза. Также стабильность этих соединений можно повысить почти в 500 раз, добавив группы атомов, которые препятствуют разрушению порфиринов. Полученные данные позволят синтезировать высокоактивные катализаторы, широко использующиеся в медицине и борьбе с химическим загрязнением.

Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Dyes and Pigments.

Порфирин — это органический пигмент ярко-пурпурного или красно-коричневого цвета. Его молекула состоит из четырех связанных между собой азотсодержащих колец. На свету при взаимодействии порфиринов с кислородом образуется активная форма последнего, которая может разрушать опухолевые и бактериальные клетки, а также опасные химикаты. Благодаря этому порфирины используют в терапии онкологических заболеваний, борьбе с патогенными бактериями, обезвреживании химических загрязнений и химического оружия. Однако активная форма кислорода разрушает и сами порфирины, таким образом сокращая срок их службы.

Ученые из Института физической химии и электрохимии имени А.Н. Фрумкина РАН (Москва), МИРЭА-Российского технологического университета (Москва) и Института общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова РАН (Москва) исследовали, как можно контролировать скорость распада порфиринов.