Ученые доказали неэффективность популярного лекарства от рака простаты

Рак предстательной железы — одно из самых опасных онкологических заболеваний, занимающее третье место по уровню смертности. Сейчас для его лечения применяют множество различных методов, и учёные продолжают исследования, чтобы выяснить, какая терапия самая эффективная. Чтобы проверить работу лекарств, исследователи из НИУ ВШЭ и ФГБУ «НМИЦ радиологии» вырастили в лаборатории органоиды из опухоли предстательной железы. Получить полноценную модель из клеток рака простаты довольно сложно, поэтому подобных исследований проводится мало.

На живой модели протестировали химиотерапевтический препарат доцетаксел. В результате он практически не уменьшил жизнеспособность опухолевых клеток по сравнению с контрольными условиями без препарата, то есть оказался неэффективен против рака простаты.

«Возможность исключения неэффективных препаратов при помощи такого тестирования в будущем позволит не назначать терапию, которая вызовет только побочные эффекты без заметного терапевтического эффекта. Такой тест позволит уже на ранних этапах лечения сфокусироваться на поиске альтернативных схем терапии, более подходящих для конкретного пациента», — прокомментировал доцент факультета биологии и биотехнологии НИУ ВШЭ Сергей Никулин.

Чтобы подтвердить эффективность моделей, необходимо сравнить результаты в лаборатории и на пациентах. Также учёные планируют улучшить процесс выращивания культур, чтобы упростить его и снизить стоимость.

«Нам удалось успешно получить культуру рака предстательной железы и проверить на ней эффективность препарата. От момента забора материала до момента получения результатов прошло менее месяца, что делает данную технологию потенциально применимой в клинической практике. Однако для ее внедрения нужны дополнительные исследования: сравнить результаты в лаборатории и на пациентах, а также улучшить процесс выращивания культур, чтобы упростить его и снизить стоимость», — отметил Сергей Никулин.

Результаты исследования опубликованы в журнале «Онкоурология».

Наука.рф