«Такси к 10 этажу, пожалуйста!» — что мешает появлению аэротакси в нашей жизни

Блог компании FirstVDS. Автор: @klimensky. Воздушное такси – футуристическая идея или неизбежная повседневность следующего десятилетия? Способная решить проблему городского трафика и выбросов CO2 в атмосферу концепция не уходит из инфополя с 2017 года. Но так ли нова идея аэротакси и есть ли у неё шанс на будущее? Рассказываем об особенностях воздушного такси и препятствиях, которые необходимо преодолеть, чтобы путешествия по городу стали быстрыми и безопасными.

Аэротакси – ближайшее будущее или обречённая футуристическая идея?

Аэротакси (air taxi) или воздушное такси (flying taxi) – это транспортные услуги по перевозке пассажиров на короткие расстояния с помощью малых воздушных судов.

Интерес к этой теме подогревается – начиная с 2017 года новостные заголовки периодически кричат, что вот-вот и американцам откроются новые возможности по безопасным, быстрым и недорогим перелётам внутри города и между пригородами на современных электрических вертолётах. Но объединяет эти новости одно – обещание запустить аэротакси в «ближайшем будущем». В 2017 обещали к 2020-му, в 2019 – к 2023-му, а сейчас говорят о конце десятилетия.

При этом тема с аэротакси — не нова. Рекламные обещания и вдохновляющие идеи о создании новой инфраструктуры не утихают с 50-ых. Главным преимуществом услуги считался выигрыш во времени. Теперь к экономии времени добавились доступность и экологичность, ведь проектируемые под нужды воздушного такси вертолёты (о них позднее) используют электрические двигатели.

Ещё с 1954 по 1971-й калифорнийская Los Angeles Airways (LAA) обеспечила короткие перелёты более миллиона пассажиров внутри штата. Для путешествий из точки А в точку Б, расстояние между которыми не превышало 112 км, использовались вертолёты на реактивном топливе. Спрос на короткие авиаперелёты появился из-за стремительного разрастания города. LAA обещала сократить затраты на дорогу вдвое, а самым популярным маршрутом был Аэропорт-Диснейленд.

Лос-Анджелесская вертолётная компания применяла Sikorsky, которые могли вмещать до 28 человек – настоящая летающая маршрутка.

taksi1.pngSikorsky S-76C

Короткие авиаперелёты практиковали и в Европе, и в Австралии. Но билет в один конец в Мельбурне стоил 10% от недельной зарплаты, а в Лос-Анджелесе поездка обходилась в 10 долл. (80 долл. по текущему курсу). Потому клиентами были люди бизнеса, политики и туристы.

Небезызвестная Uber вернула тренд на воздушное такси в 2017 году и обещала запустить коммерческие рейсы уже к 2020-ому, но вертолёт и ныне там (а подразделение продано другой компании – Joby). Первым проектом Uber (2019 г.) стал трансфер из аэропорта в Нью-Йорк. Компания обещала, что услуга будет быстрой и доступной, но поездка на метро оказалась на три минуты быстрее и на 223 долл. дешевле.

И хотя Uber всё ещё нахваливает своё проданное дитя, обещая громкий старт Joby в 2023-м, а Федеральное управление гражданской авиации FAA разработало глобальный план развития воздушного такси к 2028 году, многие считают идею по-прежнему футуристической, примерно такой же далёкой и нереалистичной, как полёты на Марс. И если космической миссии на красную планету мешают технологические нюансы, то сложности с такси упираются в безопасность воздушного пространства и вопросы его регулирования, иначе мы получим Таиланд в воздухе.

Но отметим, что реальные подвижки в отрасли есть: в 2022 году на базе Университета Северного Техаса был протестирован первый воздушный коридор в рамках проекта беспилотного аэротакси, а в 2023 году в том же Техасе, аэропорт Гринпорт, началось проектирование выставочного зала для моделей eVTOLs. Планируется создать «зелёный» вертопорт/дилерский центр для электрических вертолётов с нулевым уровнем выбросов.

taksi2.pngПроект вертопорта на базе аэропорта Гринпорт, Техас, США

Кто такие eVTOLs?

Вернёмся к истории с Uber. В июне 2019 года компания объявила, что сервис воздушного такси будет запущен в Лос-Анджелесе, Далласе и Мельбурне (Австралия). Программа, названная Uber Air, должна была обеспечить перелёты между пригородами и внутри городов. Но подобная услуга уже существовала в Нью-Йорке, где люди бизнеса используют вертолёты, чтобы не стоять в бесконечных пробках. Чем отличался проект Uber? Ответ: воздушным транспортом.

eVTOLs (от англ. «electric vertical takeoff and landing») – это небольшие электрические воздушные суда с вертикальным взлётом и посадкой. Они имеют разную конструкцию и могут напоминать одновременно вертолёт и самолёт, быть управляемыми человеком или использовать автопилот, но главная их черта – оснащение электрическим приводом и использование литий-ионных аккумуляторов.

Вертикальные взлёт и посадка

Вертикальные взлёт и посадка – особенность eVTOLs, которая позволяет экономить энергию и использовать больше пространств. Осуществлять манипуляции помогают пропеллеры и несущие винты, которые в одних моделях статичны, а в других могут наклоняться для манёвренности. Проекты подразумевают, что электровертолёты смогут использовать в качестве мест посадки-высадки крыши и другие плоские поверхности.

Электропривод

Суда eVTOLs более тихие и экологичные за счёт электропривода. Но реальную пользу в виде отсутствия выбросов можно засчитать лишь в том случае, если станции для зарядки будут использовать электричество из возобновляемых источников.

Литий-ионные аккумуляторы

Аккумуляторные батареи – главный компонент электрической силовой установки для eVTOL. Поэтому судьба аэротакси в большей степени зависит от прогресса в производстве литий-ионных батарей. Сейчас дальность полёта разрабатываемых моделей крайне ограничена и в десятки раз проигрывает обычным вертолётам – 80 км вместо 800.

Здесь важна плотность энергии аккумулятора (Вт·ч/кг) – это количество энергии, которое он может вмещать при определённой массе и объёме. Чтобы выдерживать конкуренцию с привычными видами транспорта, eVTOLs должны использовать аккумуляторы с высокой плотностью – лёгкие и ёмкие. Это позволит пролетать больше миль без подзарядки и повысить вместимость транспорта.

Одним из ключевых бонусов воздушного такси заявляется доступность – по прогнозам, стоимость перелётов составит от 3 до 10 долларов за милю (1,61 км). Очевидно, что реальный прайс будет зависеть от цен на аккумуляторы. И если плата будет слишком высока, воздушное такси рискует остаться привилегией для миллионеров.

Первопроходцы отрасти: eVTOLs компании и их модели

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (7 votes)
Источник(и):

Хабр