Сможем ли мы научиться разговаривать с животными при помощи ИИ?

Автор оригинала: Yossi Yovel, Oded Rechavi. Перевод – Вячеслав Голованов. Люди всегда хотели разговаривать с животными. Будь то царь Соломон, Франциск Ассизский или Маугли – почти в каждой человеческой культуре существуют мифы о людях, умеющих разговаривать с животными. Во всём мире дети стремятся понять своих домашних питомцев, а родители пытаются общаться с новорождёнными, не владеющими языком.

Общение с другими организмами не только позволит сопереживать животным, узнавать о других уровнях сознания и обогатит наше понимание жизни, но и будет иметь огромное практическое значение. Фермерам может быть полезна машина, позволяющая спросить корову о её здоровье, хотя в результате они могут стать вегетарианцами. Такая машина пригодилась бы и в том случае, если бы мы высадились на планету, населённую какой-нибудь простой инопланетной формой жизни, а если продвинутые инопланетяне когда-нибудь доберутся до Земли, то у них, скорее всего, уже будет такая машина.

В этом эссе мы рассмотрим вопрос о том, сможем ли мы использовать возможности революцию ИИ и больших языковых моделей (large language models, LLM) для того, чтобы разговаривать с животными. Большие языковые модели потрясли мир своей способностью разговаривать с людьми: эти алгоритмы получают сложные предложения, интерпретируют то, что хочет пользователь, и составляют новый текст, эффективно выдавая себя за человека, хотя вопрос о том, действительно ли они общаются с людьми так, как это делают люди, является спорным. Здесь мы задаёмся вопросом, можно ли разработать аналогичные алгоритмы для общения с животными. Говоря более популярно, мы ставим перед научным сообществом задачу создать «CatGPT» – машину, которая позволит нам общаться с нашими домашними кошками.

В частности, мы спросим, можем ли мы разработать машину, которая: (1) общалась с животным, используя его собственные эндогенные сигналы; (2) делала это в различных поведенческих контекстах; (3) работала так, чтобы животное давало на неё измеримую реакцию, как если бы оно общалось не с машиной, а со своим сородичем. Мы назвали эту задачу «Доктор Дулитл», отдавая дань уважения тесту Тьюринга.

Мы подробно остановимся на акустической коммуникации, но наше обсуждение можно легко обобщить на другие модальности коммуникаций, включая зрение и обоняние (которые мы вкратце затронули). Важно отметить, что мы рассматриваем проблему в терминах коммуникации, а не языка. Коммуникация животных не дотягивает до человеческого языка по нескольким ключевым аспектам. Во-первых, это ограниченная семантика – существует лишь несколько примеров сигналов животных, имеющих абстрактное значение. Во-вторых, слабый синтаксис – хотя некоторые исследования показывают, что вокальные последовательности животных упорядочены, важность этого порядка для формирования смысла (композиционный синтаксис) редко демонстрируется. И третье – ограниченность вокального обучения – за редким исключением. Большинство животных, за редким исключением демонстрируют весьма ограниченную способность включать новые сигналы в свой репертуар на основе внешнего воздействия, как это легко делает человек.

Что нужно сделать, чтобы искусственный интеллект мог разговаривать с животными?

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.5 (2 votes)
Источник(и):

Хабр