Право на ремонт продолжает распространяться по миру. Отношение к частному ремонту у Apple, Microsoft, Sony

Блог компании Selectel. Концепция «права на ремонт» становится все более популярной среди ремонтных сервисов и обычных пользователей. Благодаря усилиям сторонников этой инициативы, многие крупные и не очень компании улучшают ремонтопригодность своих девайсов. При этом идею поддерживают даже те организации и корпорации, которые ранее выступали против нее. Одна из них — Apple, и сегодня поговорим о том, как изменилось ее отношение к «праву», а также обсудим действия других компаний, не соответствующие этой концепции.

Что там с Apple?

Одна из наиболее заметных инициатив последнего времени, связанных с правом на ремонт — законы США и Европы, направленные на защиту покупателей электронных устройств и бытовой техники. Например, в Калифорнии, США, законодатели приняли законопроект, обязывающий технологические компании предоставлять сервисным центрам и пользователям запасные части для ремонта свои гаджетов и инструменты для такого ремонта. Законопроект требует, чтобы компоненты, руководства по ремонту и другая необходимая информация оставались доступными в течение семи лет после релиза любого продукта стоимостью более $100.

И Apple этот законопроект поддержала. Хотя ранее корпорация выступала против подобных мер, утверждая, что тем самым «защищает пользователей» своих устройств от некачественного ремонта. То есть компания утверждала, что сторонние сервисные центры ремонтируют технику не особо качественно, в отличие от собственных центров Apple.

Чуть позже корпорация отступила от этой позиции, а затем — и вовсе поддержала инициативу сторонников «права на ремонт». Сейчас представители Apple заявили, что будут добиваться принятия аналогичных законопроектов и в других штатах, а не только в Калифорнии.

«Мы собираемся ввести новые меры поддержки пользователей повсюду в США», — сообщил один из топ-менеджеров корпорации.

Несколько лет назад компания запустила программу поддержки независимых сервисных центров, а также программу поддержки ремонта устройств их владельцами. Текущая активность Apple может повлиять и на позицию других производителей устройств, которые все еще находятся в нейтральной позиции относительно «права».

«Уверена, что большинство поставщиков электронных устройств рано или поздно осознают, что они могут избавить себя от многих хлопот, предоставив запасные части, инструменты и другие элементы сервисным центрам и пользователям в Нью-Йорке, Миннесоте, Калифорнии и Колорадо», — прокомментировала ситуацию Гей Гордон Бирн, исполнительный директор The Repair Association.

Другие компании тоже за

Microsoft, например, начала продавать запасные части для Surface, включая дисплеи, датчики, камеры, аккумуляторы и съёмные SSD. На данный момент все это доступно пользователям США, с моделями Surface Pro 7/9/9 Pro, Laptop 3/5, Laptop Go 2, Laptop Studio/Studio 2+. Но вскоре будет расширена как география продаж, так и модельный ряд устройств, для которых доступны запчасти.

А еще Microsoft стала продавать различные инструменты для ремонта своих девайсов, плюс выкладывать инструкции по ремонту как Surface 9 Pro, так и других продуктов.

Кроме того, ее Surface PRO 9 стал почти что модульным. Так, внутри установлен съемный SSD, получить доступ к нему стало возможным без разборки всего девайса. По словам экспертов по ремонту, экран стало снимать не в пример проще — достаточно немного нагреть и все. Конечно, для снятия экрана в любом случае требуется опыт, но все же ремонт «девятки» стал гораздо более простым по сравнению с предыдущими моделями.

Valve объявила о партнерстве с iFixit по продаже запчастей и комплектующих для Steam Deck и Valve Index. Единственное, о чем предупреждает производитель — о необходимости иметь нужные для ремонта навыки, поскольку если неопытный пользователь что-то испортит, то гарантийному замену или ремонту устройство уже не принадлежит. Также Valve предоставляет наборы и комплектующие для ремонта портативной игровой приставки Steam Deck.

remont1.png

Более того, сама игровая консоль разбирается относительно просто. Разобрать ее можно при помощи небольшого набора отверток и пинцета. В Valve позаботились о том, чтобы пользователь смог без проблем поменять клавиши управления (стики) и внутренний накопитель, который расположен близко к беспроводному модулю.

Samsung, в свою очередь, не только заключила соглашение с iFixit, заявив, что новая инициатива предполагает предоставление запчастей, инструментов для ремонта и даже детальных гайдов с фотографиями, которые помогают мастерам быстро освоить процесс ремонта. Но и начало разработку мобильного приложения с инструкциями для самостоятельного ремонта устройств. Соответствующее заявление южнокорейская компания подала в Бюро по патентам и товарным знакам США.

Компания подала соответствующую патентную заявку. В ней Samsung описывает приложение как прикладное программное обеспечение для смартфонов, предназначенное для ремонта, обслуживания и настройки гаджетов. Также в списке перечислено, что приложение поможет выполнять ремонт смартфонов, планшетов, компьютеров, умных часов и наушников.

Но есть и проблемы

remont2.png

Их, конечно, немало. Так, например, новинка от Sony, PlayStation 5 Digital Edition, получила возможность подключения съемного привода для лазерных дисков. Но для того, чтобы привод заработал, при первом подключении консоль должна иметь интернет-соединение.

Японская компания заявляет, что пошла на такой шаг, чтобы не допустить использование приводов сторонних компаний. Но в то же время это создает проблему для игроков — не у всех есть возможность подключиться к сети, кроме того, если возникнут проблемы с сервером, который отвечает за проверку привода, тоже возникнут проблемы.

У Sony уже были подобные проблемы — например, у первых ревизий PS4 возникали проблемы с приводами с маркировкой BDP-020. Что-то ломалось на плате привода, но замена платы не решала проблемы. Как оказалось, нужно просто пересаживать «родной» чип Renesas с вышедшей из строя платы на плату, заказанную в Китае. Его прошивка содержала ключи, с которыми приставка сверялась, определяя свой или чужой (т.е. от стороннего производителя) установлен привод.

У Apple многие чипы «привязывались» и привязываются к материнской плате. Так что для замены чипа необходим программатор, который позволяет перенести прошивку из родного чипа на новый.

У той же Sony в 2021 году обнаружились проблемы с батарейкой на плате. Если она разряжалась, то консоль просто не работала. Компании в итоге пришлось обновить прошивку консоли для решения этой странной ситуации.

И таких, казалось бы, мелких, технологических нюансов не так и мало — многие компании стараются направить пользователей пострадавших устройств в авторизованные сервисные центры. Ведь ремонт своих же устройств — буквально золотая жила, суммы за ремонт у «официала» в несколько раз выше, чем в случае работы с независимым сервисным центром.

Все это и многое другое еще предстоит решить в будущем. Но и то хорошо, что концепция «права на ремонт» уже шагает по планете. Дальше будет лучше. По крайней мере, хотелось бы на это надеяться.

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Хабр