Пермские ученые изучили процессы оседания промышленной пыли в легких человека

Загрязнение атмосферного воздуха химическими веществами и пылевыми частицами негативно воздействует на здоровье человека, в том числе на его дыхательную систему. Современные методы медицинской диагностики лишь в момент обследования могут адекватно оценить текущее состояние пациента. Применение же математического моделирования позволяет исследователям и врачам долгосрочно прогнозировать различные изменения в организме при воздействии внешних факторов.

Ученые Пермского Политеха совместно с коллегами из Федерального научного центра управления рисками изучили, как воздух с частицами промышленной пыли движется в носовой полости и дыхательных путях легких человека. В России работы по этой тематике ведутся лишь в нескольких научных организациях. Математическая модель, разработанная учеными, — это часть большого исследования функциональных нарушений в органах и системах человеческого организма.

Результаты исследования опубликованы в журнале «Математическая биология и биоинформатика».

Носовая полость человека выполняет жизненно важные защитные функции – нагревание вдыхаемого воздуха и его очищение от пыли. Эти факторы необходимо учитывать при моделировании возникновения и развития заболеваний, таких как пневмония, силикоз, бронхит.

Разработанная учеными математическая модель позволяет изучить турбулентное (вихревое) течение воздуха с твердыми частицами пыли разных форм и размеров в верхних дыхательных путях.