Осцилляции Раби увидели в растягивающейся молекуле. Для этого понадобился ионный импульсный спектрометр

Китайские физики исследовали осцилляции Раби, возникающие под действием интенсивного лазерного света, при диссоциации молекулярного иона водорода. Они обнаружили, что изменение населенности молекулярных орбиталей существенно усложняет процесс растяжения связи между протонами, что сказывается на их разлете. Измеряя кинетическую энергию протонов с помощью ионного импульсного спектрометра, они убедились, что построенная ими теория хорошо это описывает.

Исследование опубликовано в Light: Science & Applications.

Согласно квантовым представлениям о веществе, оно может находиться в определенных энергетических состояниях, переходы между которыми сопровождаются испусканием или поглощением квантов какого-либо излучения. Энергия кванта при этом равна разности энергий уровней. Первое, что описали физики в рамках такого подхода стали атомы. Согласно наивной квантовой модели атом представляется в виде двухуровневой системы, испускающей одиночные кванты. Ее оказалось достаточно, например, чтобы позволить Эйнштейну вывести формулу Планка.

Сегодня мы знаем, что взаимодействие даже двухуровневых систем (необязательно атомов) с резонансным полем имеет более сложный характер. Ситуация, когда излучение может быть описано одиночным фотоном, встречается в физике довольно редко, а точное описание излучения и поглощения квантов требует решения динамических уравнений. Согласно ему воздействие импульса на систему с частотой, близкой к частоте ее перехода, меняет ее населенность по мере прохождения импульса. Если импульс достаточно длинный или интенсивный (значение имеет площадь под кривой, описывающей его форму), система начнет периодически и плавно переходить с одного уровня на другой. Такие осцилляции называются осцилляциями Раби.

Осцилляции Раби играют важную роль в квантовой динамике множества систем. Их исследуют и применяют для превращения фононов в магноны, поатомной сборки ультрахолодных молекул, наблюдения паулевской блокировки вынужденного излучения, когерентного пленения спина вакансий и многого другого. Интерес представляют также наблюдение осцилляций между колебательными уровнями молекул, поскольку в этом случае энергия состояний зависит от динамики ядерной плотности. Физики пока не до конца понимают, как ядерное движение скажется на таких наблюдаемых величинах, как, к примеру, кинетическая энергия продуктов диссоциации молекулы.

Разобраться в этом вопросе решила группа китайских физиков под руководством Цзянь У (Jian Wu) из Восточно-китайского педагогического университета и Фэна Хэ (Feng He) из Шанхайского университета Джао Тонг.