Найден белок, который необходим для распространения рака молочной железы

Белок можно использовать в качестве терапевтический цели для предотвращения развития метастазов. Исследование опубликовано в журнале Advancesd Science.

Исследователи из Пенсильванского университета определили механизм проникновения клеток рака молочной железы в здоровые ткани. Двигательный белок динеин обеспечивает распространение раковых клеток. Это открытие не только улучшает понимание метастатического процесса, но и является первым шагом к разработке новых методов лечения.

Исследователи использовали микроскопию, чтобы наблюдать за миграцией живых клеток рака молочной железы в двух разных системах, смоделированных по образцу человеческого тела. Первая система, двумерная сеть коллагеновых волокон, выявила, как раковые клетки движутся через внеклеточный матрикс, окружающий опухоли, и показала, что динеин играет ключевую роль в движении раковых клеток.

Вторая система представляла трехмерную модель, которая имитировала мягкие ткани с использованием сети микроскопических частиц гидрогеля, соединенных вместе в структуры, имитирующие опухоли. Как и в двухмерном эксперименте, в трехмерной модели исследователи обнаружили, что динеин «незаменим» при распространении или метастазировании раковых клеток.

Клетки рака молочной железы человека мигрируют в 3D-модели здоровых мягких тканей. Видео: Erdem Tabdanov/Penn State

Используя эти трехмерные модели, которые частично имитируют опухоль, мы обнаружили, что если мы заблокируем динеин, раковые клетки не смогут эффективно двигаться и проникать в твердые ткани, – Амир Шейхи, соавтор исследования.

Ученые отмечают, что открытие может привести к созданию принципиально новой терапии рака. Вместо того, чтобы убивать раковые клетки с помощью лучевой или химиотерапии, движение таких клеток можно будет просто «парализовать», отключив нужный белок. В перспективе такое лечение может стать нетоксичной альтернативой современным методам после хирургического удаления основной опухоли.

Открытие механизма, управляющего распространением метастазов опухоли молочной железы, — важный первый шаг для создания противораковой терапии, но до практического применения метода в медицине еще далеко. Предварительно необходимо провести испытания на животных.