Можно ли стать бессмертным?

Автор: @HOMODEUS. Вы наверняка слышали тезис, что средняя продолжительность жизни увеличивается с каждым годом? Не дайте ввести себя в заблуждение этим утверждением! Средняя продолжительность жизни действительно увеличивается, но что это значит на самом деле?

Глава 1: Средняя продолжительность жизни.

В 20 веке мы почти удвоили среднюю продолжительность жизни с сорока до семидесяти лет, так что в 21 веке по идее способны увеличить её по крайне мере вдвое – до ста пятидесяти лет. Так считают многие обыватели и псевдоучёные, но правдиво ли данное утверждение?

Хотя средняя продолжительность жизни за последнее столетие удвоилась, из этого никак не следует, что в грядущем столетии мы также сумеем увеличить её вдвое, доведя до 150 лет. В 1900 году средняя продолжительность жизни землян не превышала сорока лет, потому что люди гибли от недоедания, инфекционных болезней и насилия. Но те кого не затронули голод, мор и война, доживали до восьмидесяти и даже до девяноста лет, что соответствует естественной продолжительности жизни Homo Sapiens. Вопреки расхожим представлениям, семидесятилетний старец не считался в минувшие века редким чудом природы. Галилео Галилей умер в семьдесят семь, Исаак Ньютон- в восемьдесят четыре, а Микеланджело дожил аж до восьмидесяти восьми. И это без всяких антибиотиков, вакцинаций и трансплантаций.

По правде говоря, современная медицина пока что не продлила отмеренную нам природой жизнь ни на один год. Чего она действительно достигла – это избавила нас от детской смертности. Даже если мы победим рак, диабет и другие смертельные недуги, то добьёмся лишь того, что все будут жить в среднем до девяноста, но никак не до 150.

Глава 2: Достижение бессмертия.

Как утверждают многие интернет ресурсы, существует много способов достижения бессмертия:

1. Генная инженерия
  2. Регенеративная медицина
  3. Крионика
  4. Наномедицина
  5. Искусственный интеллект
  6. Цифровое бессмертие
  7. Киборгизация

Оставим все эти варианты мечтателям и фантастам и сосредоточимся на реальных фактах.

Все живые существа состоят из клеток. Ученые часто выращивают клетки в лаборатории для их изучения. В 1961 году исследователь Леонард Хейфлик заметил, что в среднем человеческая клетка может делиться только 50 раз, прежде чем перейдет в состояние, подобное гибернации, которое называется «старение». Считается, что накопление стареющих клеток в тканях тела может повредить другие клетки и сыграть решающую роль в старении.

Есть много причин старения на клеточном уровне. К ним относятся окислительное повреждение, скопление мелких ошибок в ДНК и укорочение теломер. По сути, различные компоненты клетки подвергаются общему износу в течение всего срока их службы. В какой-то момент это приводит к тому, что клетка больше не может функционировать, как раньше.

Можем ли мы задержать старение клеток?

Хотя Хейфлик заметил, что нормальные человеческие клетки имеют ограниченный срок жизни, некоторые клетки способны размножаться бесконечно. Такие клетки обычно являются раковыми или генетически модифицированными. Изменяя определенные пути в клетках, например способ их размножения или научив их «ремонтировать» теломеры, мы можем преодолеть нормальный процесс старения.

Следовательно, старение клеток может задерживаться. Однако важно отметить то, что эти клетки уже не похожи на здоровые клетки человеческого тела.

Генетические манипуляции могут замедлить старение не только клеток, но и целых организмов. Эксперименты по задержке старения начались на черве-нематоде C. elegans. Из-за того, насколько легко с этими животными работать в лаборатории, ученые обнаружили целый ряд путей, которые можно изменить, чтобы замедлить старение.

Интересно, что один из этих путей связан с метаболизмом и диетой. Было обнаружено, что ограниченные диеты замедляют старение у целого ряда животных, от мух до обезьян и собак. Ограниченное потребление калорий может побудить клетки организма перейти в «защитный» режим, тормозящий старение.

Профессор Джанет Торнтон, эксперт по борьбе со старением из Европейского института биоинформатики, подчеркивает, что «генетические эксперименты на живых людях неэтичны, и существует так много конфликтующих сил и факторов, что трудно оценить влияние диетических ограничений. В лаборатории продолжительность жизни червей может быть увеличена в 10 раз; у мух и мышей максимальное увеличение составляет всего 1,5 раза, но эквивалентная мера недоступна для людей. Человеческий организм намного сложнее, а жизнь – на порядок насыщеннее».

Хотя старение по-прежнему неизбежно для всего живого, его можно задержать в клетках и животных экспериментально. На сегодняшний день для нас, людей, лучший способ замедлить старение — это сбалансированное питание и регулярная физическая нагрузка.

Глава 3: Физическая активность.

Остановимся на физической активности более подробно. Исследователи Гарвардской школы здравоохранения проанализировали более 116 тыс. человек. Участники сами сообщали о своей активности в свободное время в анкетах несколько раз в течение 30 лет (1988–2018), и исследователи оценили связь между временем и интенсивностью упражнений с показателями смертности. Наибольшее снижение ранней смертности наблюдалось у людей, которые сообщали о 150–300 минутах в неделю интенсивной физической активности или 300–600 минутах умеренной физической активности.

По сравнению с людьми, которые не занимались спортом, у участников, которые уделяли умеренной активности 150–300 минут в неделю, риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний снизился на 22–25%, а риск смерти от других причин — на 20–21%. Участники, которые еженедельно уделяли интенсивной активности 75–150 минут, понизили свой риск смерти из-за болезней сердца на 31%, а общий — на 19%.

Затем ученые сравнили группу тех, кто занимался минимально рекомендованное время с участниками, которые были активны в 2–4 раза дольше, чем рекомендовано. Риск смерти из-за болезней сердца был снижен еще на 28–38% у занимающихся умеренной активностью 300–600 минут в неделю, а общий — на 26–31%. Для тех, кто занимался интенсивной физической активностью в течение 150–300 минут в неделю, риск смерти от сердечных заболеваний снизился на 27–33%, а от других причин — 21–23%. Кроме того, не было обнаружено никаких вредных последствий для здоровья сердечно-сосудистой системы, хотя предыдущие работы обнаружили доказательства того, что длительные высокоинтенсивные упражнения на выносливость (марафоны, триатлоны и велосипедные гонки на длинные дистанции) могут повышать риск фиброза миокарда и сердечной недостаточности.

Глава 4: Эволюция природы.

Для более детального понимания контекста, нужно ввести термин антихрупкость. Антихрупкость – термин, который ввел Нассим Талеб в одноименной книге для обозначения явлений, противоположным хрупкости. Антихрупкость — это такое состояние вещей или систем, когда встряска идет им на пользу; они расцветают и развиваются, сталкиваясь с переменчивостью, случайностью, беспорядком, стрессорами, риском и неопределенностью.

Антихрупкость — это не то же, что гибкость или эластичность. Антихрупкое, пройдя через испытания, становится лучше, прочнее прежнего. Антихрукость любит случайность и неопределенность, что означает, любовь к ошибкам.

Эволюция действует на информационном уровне, где информация – это гены. Генетический код не заботиться о благополучии отдельного организма – наоборот, он выживает, уничтожая организм. Самый любопытный аспект эволюции заключается в следующем: она работает, только потому что система антихрупка; ей нравятся стрессоры, случайности, неопределенность и хаос, и хотя отдельные организмы сравнительно хрупки, при шоке геном пользуется случаем, чтобы стать более приспособленным к окружающей среде. Всё живое в природе имеет ограниченный срок существования и однажды умирает. Но то, что умирает в течение жизни производит потомство с генетическим кодом, так или иначе унаследованным от родителя, причём информация переписывается. Природа перестаёт считать биологические объекты полезными после того, как их репродуктивные способности исчерпаны. Она предпочитает продолжить игру на информационном уровне, на уровне генетического кода. Организмы должны умирать, чтобы природа- беспринципная, безжалостная и эгоистичная- оставалась антихрупкой.

Описанные концепции приспособляемости и отбора не слишком радуют. Мне отвратительны и неумолимость отбора, и безжалостное вероломство Матери-Природы. Я питаю отвращение к идее совершенствования, за которое кто-то заплатит жизнью. Как гуманист, я против антихрупкости систем за счёт индивидов, потому что, если следовать этой логике, выйдет, что мы, люди не имеем никакой ценности каждый сам по себе.

Глава 5: Бессмертные люди.

Давайте отойдём от жесткости природы и немного помечтаем. Представим, что человечество, когда-нибудь достигнет бессмертия. Какими будут эти люди?

Даже если люди путём развития медицины достигнут бессмертия, на самом деле они, конечно, останутся смертными. Будущие сверхлюди не смогут выживать в войнах и катастрофах, а также возвращаться из загробного мира. Однако в отличии от нас, смертных, они не будут иметь «срока годности». До тех пор пока их не разнесёт на куски бомба или не переедет грузовик, они смогут жить неограниченно долго. Что, вероятно сделает их самыми осторожными людьми в истории. Мы, смертные, ежедневно рискуем своими жизнями, так как знаем, что двум смертям не бывать, а одной не миновать. Мы совершаем восхождения на Гималаях, плаваем по морю и совершаем множество других отчаянных поступков, вроде перебегания дороги на красный свет или перекуса купленных на улице пирожков. Но если знаешь, что живешь вечно, тебе не взбредёт в голову с вечностью шутить.

Даже если наше поколение не добьётся бессмертия, победа над смертью наверняка будет главной задачей 21 века. И учёное сообщество, и капиталистическая экономика с радостью поведут эту борьбу. Большинству учёных и банкиров безразлично, над чем работать, лишь бы это давало им возможность делать открытия и получать большие прибыли. Если религиозные фанатики с горящими взорами и всклокоченными бородами кажутся вам воплощением жестокости, просто подождите и посмотрите, как поведут себя престарелые владельцы торговых сетей и увядающие голливудские звезды, когда поймут, что эликсир молодости уже на подходе. Когда и если наука значительно преуспеет в войне против смерти, реальная борьба перенесется из лабораторий в парламенты, суды и на улицы. Как только усилия учёных увенчаются успехом, разгорятся жестокие политические конфликты. Все прошлые войны и столкновения могут оказаться бледной прелюдией к будущей беспощадной битве – битве за вечную молодость.

Нужно ли человечеству бессмертие? Вопрос остаётся открытым. Возможно, мы войдём в историю как последнее поколение, которое было счастливо и жило полноценной жизнью, наполненной эмоциями, вдохновеньем и тёплыми чувствами.