Младенцы против ИИ: оценка и сравнение психологии здравого смысла

Блог компании ua-hosting.company. Любопытство ученых уступает только любопытству детей. Когда ребенок начинает говорить, это большая радость для родителей. Когда же гугу-гага заменяется на вполне вразумительную речь, то поток вопросов становится практически нескончаемым. Но даже до этого переломного момента в развитии ребенок проявляет живейший интерес ко всему окружающему, особенно к людям. Этот интерес обусловлен процессом самообучения.

В частности младенцы способны проанализировать и понять, что движет тем или иным человеком. Другими словами, младенцы способны видеть связь между человеком, объектом и задачей, которую человек выполняет посредством этого объекта. А вот искусственный интеллект на такой трюк не способен, что было подтверждено учеными из Нью-Йоркского университета (США). Они провели сравнительные опыты, в которых оценивалась так называемая психология здравого смысла младенцев и искусственного интеллекта.

Какие именно опыты проводились, что они показали, и насколько младенцы превосходят ИИ? Ответы на эти вопросы мы найдем в докладе ученых.

Основа исследования

Фундаментальным явлением, которое в данном труде изучается, является фолк-психология (или психология здравого смысла). Этим термином обозначается совокупность когнитивных способностей, в том числе и способность предсказывать и объяснять человеческое поведение.

Эта способность присуща не только взрослым, но и младенцам, которые неосознанно стараются максимально быстро и эффективно понять окружающий мир. Процесс раннего развития ребенка порой кажется невероятно быстрым и легким, особенно в контексте познания людей, объектов и мест. Обучить такому машину напротив очень сложно. Если же поставлена цель создать ИИ, максимально имитирующий человека, то необходимо преодолеть эту сложность.

Ученые отмечают, что одной из основных преград на пути создания ИИ на основе здравого смысла является вопрос — с каких знаний начать? Фундаментальные знания человеческого младенца ограничены, абстрактны и отражают наше эволюционное наследие, однако они могут приспособиться к любому контексту или культуре, в которых может развиваться этот младенец. Следовательно, для создания супер крутого ИИ нужно начинать с малого, т. е. перед созданием «взрослого» ИИ нужно создать его младенческий вариант.

За последние несколько десятилетий фундаментальные исследования психологии здравого смысла младенцев, т. е. понимания младенцами намерений, целей, предпочтений и рациональности, лежащих в основе действий агентов (людей), показали, что младенцы приписывают цели агентам и ожидают, что агенты будут добиваться целей рациональным и эффективным путем. Предсказания, поддерживающие психологию здравого смысла младенцев, лежат в основе человеческого социального интеллекта и, таким образом, могли бы помочь улучшить здравый смысл ИИ, но эти предсказания обычно отсутствуют в алгоритмах машинного обучения, которые вместо этого предсказывают действия напрямую и, следовательно, не обладают гибкостью к новым контекстам и ситуациям. Тем не менее исследования психологии здравого смысла младенцев еще не оценивались в рамках, которые можно было бы непосредственно протестировать в сравнении с машиной.

Различные описания знаний младенцев об агентах предполагают, что эти знания:

  • связаны как единый набор абстрактных понятий каузальной действенности (причина-следствие), эффективности, целенаправленности и перцептивного доступа;
  • отражают интуитивное понимание младенцами психических состояний агентов, которое направляет их эффективные действия в соответствии с их психическими состояниями;
  • или возникают из индивидуальных достижений, основанных на собственном опыте действий младенцев.

Из этой богатой экспериментальной и теоретической базы возникает потребность во всеобъемлющей структуре, в которой можно было бы охарактеризовать знания младенцев об агентах с результатами в одной задаче, сопоставимыми с результатами в другой, и с результатами в наборе задач, сопоставимыми для младенцев и машин.

В рассматриваемом нами сегодня труде ученые демонстрируют разработанную ими базу для тестирования психологии здравого смысла у младенцев путем оценки результатов младенцев в тесте детской интуиции (BIB от Baby Intuitions Benchmark) — наборе из шести задач, исследующих психологию здравого смысла. BIB был разработан специально для тестирования интеллекта как младенцев, так и машин. Также было проведено сравнение младенцев и ИИ в рамках задач здравого смысла.

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Хабр