Купил — значит можешь чинить сам: идея «права на ремонт» вовлекает всё больше корпораций

Блог компании МТС. Автор: @divolko3. Все мы обычно думаем, что купив устройство или транспортное средство, можем сделать с ним что хотим — предположим, пользоваться по назначению, подарить, починить. И если по первым двум пунктам всё более-менее хорошо, то с ремонтом не совсем. Например, до сих пор даже несложную поломку тракторов John Deere должен чинить специалист, а владелец, причём даже хорошо разбирающийся в этом вопросе, сам ничего сделать не может.

Также до недавнего времени корпорации всеми силами продвигали идею ремонта выпущенных ими гаджетов в корпоративных же сервисных центрах. Так делали Apple, Microsoft, Samsung и другие компании. Но сторонники идеи «права на ремонт» смогли это изменить, и сейчас она вовлекает всё больше участников. Например, Samsung Electronics объявила о расширении программы самостоятельного ремонта Samsung Self-Repair. Не отстают и другие компании, о чём расскажем под катом.

Что там у Samsung?

В декабре 2023 г. компания анонсировала очень масштабное обновление своей программы «отремонтируй сам». В прошлом году она была запущена в партнёрстве с iFixit и с тех пор постепенно продвигается и расширяется. Сейчас, например, она доступна в гораздо большем количестве стран и для владельцев широкого спектра моделей устройств компании, включая самые современные.

Так, в программу впервые попали гаджеты со складными дисплеями, включая Galaxy Z Flip5 и Z Fold5. Запасные части и инструкции по ремонту должны вскоре поступить в iFixit и другие организации. К сожалению, пока неизвестно, сколько будет стоить складной дисплей, который является самой дорогой частью того же Z Fold5. По мнению экспертов, его цена вряд ли будет ниже $900, а скорее всего — выше.

remont1.png

До конца декабря Samsung добавит в программу ещё больше устройств Galaxy, таких как планшеты Galaxy Tab S9, ноутбуки Galaxy Book 2 и флагманы Galaxy S23.

Растёт и число стран, где можно купить запчасти. Программа ремонта Samsung в настоящее время действует в США, Южной Корее, Бразилии, Мексике, Бельгии, Франции, Германии, Италии, Нидерландах, Польше, Испании, Швеции и Великобритании. Теперь Samsung заявляет, что расширяет программу ремонта в 30 новых странах. В итоге полный список выглядит так: Албания, Андорра, Австрия, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Греция, Венгрия, Ирландия, Косово, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Монако, Черногория, Северная Македония, Норвегия, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения и Швейцария. Сорок три страны — это огромный прогресс всего за год. Но может быть и лучше, ведь флагманский S23 продаётся в 130 странах.

Хотя программа ремонта Samsung была объявлена как партнёрство с iFixit, неясно, будет ли iFixit партнёром Samsung в этот раз. Дело в том, что Samsung не упоминает iFixit в новом пресс-релизе, а мелким шрифтом отмечается, что «Samsung сотрудничает с различными дистрибьюторами» и что «детали программы самостоятельного ремонта могут отличаться в зависимости от рынка и дистрибьютора». iFixit не осуществляет доставку во многие из этих стран.

По словам представителей Samsung, корпорация предоставит замену для «экрана, заднего стекла, портов для зарядки, динамика, лотка для SIM-карты, боковой клавиши и кнопки регулировки громкости». Кроме того, пользователи серии Galaxy Book смогут отремонтировать переднюю и заднюю часть корпуса, дисплей, заменить аккумулятор, тачпад, кнопку питания со сканером отпечатков пальцев, резиновые ножки, вентилятор и динамики.

Apple тоже за «право на ремонт»

remont2.png

Дело в том, что эта компания в конце лета 2023 года объявила о поддержке законопроекта SB 244 в Калифорнии, который закрепляет право на ремонт устройств. Положение требует от производителей предоставлять клиентам и сторонним ремонтным мастерским инструменты, мануалы и детали для починки повреждённой электроники и бытовой техники.

Законопроект указывает, чтобы компоненты, руководства по ремонту и другая необходимая информация были доступны в течение семи лет после релиза любого продукта стоимостью более $100.

Корпорация заявила, что её клиентам будет доступно несколько вариантов починки, включая и самостоятельный, с обеспечением пользователей деталями, инструментами и инструкциями. Кстати, собственную программу ремонта гаджетов компания запустила ещё в 2021 году, с тех пор она доступна в США и Европе.

А что это за закон такой?

Суть документа в том, чтобы производители гаджетов и бытовой техники обеспечивали запас деталей, которые могут понадобиться для ремонта, в течение семи лет после выхода товара. Это касается электронных устройств дороже $100. Если девайс стоит от $50 до $99, тогда запчасти должны быть доступны со стороны производителя в течение трёх лет. Если это требование не соблюдается, на компанию могут подать в суд, и, скорее всего, он примет решение в пользу покупателя.

Правда, есть в законе и места, которые можно назвать лазейками для производителей. Например, детали и инструменты для ремонта последние должны предоставлять на «справедливых и разумных условиях». Что это за справедливость и кто будет оценивать объективность условий, пока неясно.

remont3.png

Ещё один интересный нюанс в том, что приставки исключены из закона. В нём прямо говорится, что «игровые консоли не входят в список подлежащих действию закона продуктов». Устройство при этом означает не просто корпус с платой, а ещё и периферийные устройства, которые применяются пользователем для игры. Возможно, производители консолей лоббировали исключение своих систем из закона. Может быть, причина и в чём-то другом. Но факт остаётся фактом — девайсы, которые продаются миллионами, не подлежат действию закона о «праве на ремонт».

Это что касается американского законопроекта. В ЕС также поддерживают идею самостоятельного ремонта гаджетов и бытовых устройств пользователями. В прошлом году был принят закон, согласно которому у сервисных центров должен быть доступ к запчастям устройств спустя пять лет после ухода этих устройств с рынка. В число запасных деталей входят батареи, экраны, зарядные порты, механические кнопки, микрофоны, динамики, крепления дисплеев (для раскладушек и ноутбуков).

Кроме того, производители аккумуляторов должны разрабатывать батареи, которые соответствуют ряду важных критериев:

  • сохранять объём на уровне 83% после 500 циклов заряда-разряда
  • сохранять объём на уровне 80% после 1 000 циклов заряда-разряда

Так же, как и в США, в Европейском союзе решили обеспечить доступ сервисам по ремонту и обычным пользователям к запчастям электронных устройств и бытовой техники. Для многих таких девайсов детали для ремонта исчезают уже через несколько месяцев после продажи, и достать их можно лишь путём разборки вышедших из строя аналогичных моделей.

Кроме того, зачастую отсутствуют инструменты для ремонта, включая софт, схемы, мануалы и т. п. Чтобы улучшить ситуацию, закон предполагает доступ ко всему этому в течение 5 лет после выхода устройства в продажу.

В 2023 году в ЕС приняли закон, согласно которому все батареи в телефонах и ноутбуках должны быть съёмными. За последние несколько лет у производителей вошло в моду делать аккумуляторы внутренними, причём в некоторых случаях их ещё и снять не получится (как у ряда моделей Surface от Microsoft). Получается, что пользователь сам заменить аккумулятор не может, а сервисный центр за такую работу вполне способен запросить сумму, равную части стоимости нового устройства. Неудивительно, что при таких условиях владельцы гаджетов предпочитают выкинуть сломанный девайс и приобрести новый.

В РФ концепция тоже находит понимание. Так, Минприроды ещё пару лет назад выражало солидарность с коллегами из других стран, считая, что подобные меры приведут к снижению объёмов электронного мусора.

Сейчас в законе о защите потребителей говорится следующее: «Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определённого периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде».

Сейчас всё больше компаний поддерживают «право на ремонт», что не может не радовать. Если бы инициатива продолжила распространяться, вероятно, устройства действительно служили бы дольше, а количество электронного мусора наконец начало бы снижаться.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

Хабр