Йошуа Бенжио о замедлении развития ИИ-систем, которые проходят тест Тьюринга

Автор оригинала: Yoshua Bengio. Перевод: Роман Левентов. Примечание переводчика: Йошуа Бенжио это один из самых авторитетных и цитируемых исследователей ИИ в мире. Он получил премию Тьюринга в 2018 году вместе с Джеффри Хинтоном и Яном Лекуном за развитие алгоритмов и теории искусственного интеллекта. Из этой троицы, Хинтон, как и Бенжио, тоже, кажется, сильно обеспокоен траекторией развития ИИ. Лекун наиболее оптимистичен и наименее озабочен.

Недавно я подписал открытое письмо с просьбой замедлить развитие гигантских ИИ систем, более мощных, чем GPT-4, — тех, которые сейчас проходят тест Тьюринга и могут обмануть человека, заставив его поверить, что он разговаривает с человеком, а не с машиной.

Я счел подписание этого письма уместным, чтобы предупредить общественность о необходимости снижения темпов развития ИИ систем, которое сейчас происходит в ущерб принципу предосторожности и в ущерб этике. Мы должны уделить время чтобы лучше понять эти системы и разработать необходимые ограничения на национальном и международном уровнях для повышения защиты общества.

Такое неожиданное ускорение — я, вероятно, не подписал бы такое письмо год назад — требует от нас отступить на шаг назад, и именно поэтому мое мнение изменилось.

Нет гарантий, что в обозримом будущем кто-то не создаст опасные автономные ИИ системы с поведением, отклоняющимся от целей и ценностей человечества. Краткосрочные и среднесрочные риски — манипулирование общественным мнением в политических целях, особенно через дезинформацию, — легко предсказать, в отличие от долгосрочных рисков — ИИ систем, которые представляют опасность, несмотря на цели, заложенные в них программистами, — и мне кажется важным изучить оба типа рисков.

С появлением ChatGPT мы стали свидетелями изменения отношения компаний, для которых давление коммерческой конкуренции увеличилось в десятки раз. Существует реальный риск того, что они устремятся к разработке этих гигантских ИИ систем, отбросив нормы прозрачности и открытой науки, которые они развили за последнее десятилетие исследований в области ИИ.

Существует срочная необходимость регулирования этих систем с целью обеспечения большей прозрачности и контроля над ИИ системами для защиты общества. Я верю, как и многие другие, что риски и неопределенность достигли такого уровня, что требуется также ускорение разработки наших механизмов регуляции, надзора и управления (governance).

Обществам требуется время для адаптации к изменениям, законам нужно время, чтобы быть принятыми, а регулятивные ограничения и нормы должны быть разработаны. Поэтому кажется важным быстро повысить осведомленность, поставить этот вопрос на больше радаров и стимулировать большую общественную дискуссию.

Я говорю об этом уже много лет, и я повторяю в этом письме, которое сосредоточено на регуляции и надзоре над огромными ИИ системами, большими, чем GPT-4, а не на ИИ в целом: вместо этого важно инвестировать государственные средства в разработку ИИ систем, посвященных общественным приоритетам, которые часто игнорируются бизнес сектором, таким как исследования в области здравоохранения или борьба с климатическими изменениями. Такое применение ИИ гораздо менее вероятно будет использовано во вред обществу, в отличие от универсальных систем, таких как GPT-4.

Нам нужно стимулировать усилия исследователей, особенно в области социальных и гуманитарных наук, потому что решения включают не только технический, вычислительный аспект, но и, прежде всего, социальные и человеческие соображения.

Мы должны продолжать борьбу за благополучие человечества и разработку полезных ИИ приложений, таких как те, которые направлены на решение климатического кризиса. Это потребует изменений на уровне каждой страны и принятия международных договоров. Мы смогли регулировать ядерное оружие в мировом масштабе после Второй мировой войны, и мы можем достичь аналогичного соглашения для ИИ.

Несмотря на то, что может показаться из письма, я оптимистичен, что технологии смогут помочь нам преодолеть великие вызовы, стоящие перед человечеством. Однако, чтобы им противостоять, нам нужно уже сейчас думать о том, как адаптировать наши общества или даже полностью их переизобрести.

Вот некоторые часто задаваемые вопросы об открытом письме. Мнения, выраженные в ответах, не обязательно разделяются всеми подписантами этого письма.

Почему вы подписали это открытое письмо?

Мы перешли критический порог: теперь машины могут разговаривать с нами и притворяться людьми. Эта власть может быть использована в политических целях в ущерб демократии. Разработка все более мощных инструментов чревата усилением концентрации власти. Будь то в руках нескольких человек, компаний или стран, это представляет опасность для демократии (что означает власть народу и, следовательно, противоположность концентрации власти), для уже и без того хрупкого глобального баланса безопасности и даже для функционирования рынков (которые нуждаются в конкуренции, а не монополиях).

Разве тон письма не слишком тревожен?

Никто, даже ведущие эксперты по ИИ, включая тех, кто разработал эти гигантские ИИ модели, не может быть абсолютно уверен, что такие мощные инструменты сейчас или в будущем не могут быть использованы катастрофическим для общества образом. Письмо не утверждает, что GPT-4 станет автономным — это было бы технически неверным — и угрожает человечеству. Вместо этого, очень опасным — и вероятным — является то, что люди с плохими намерениями или просто не осознающие последствия своих действий могут сделать с этими инструментами и их будущими версиями в ближайшие годы.

Будет ли это письмо достаточным, чтобы убедить технологических гигантов замедлиться?

Даже если надежда мала, стоит начать широкое общественное обсуждение. Потому что нам придется принимать коллективные решения в ближайшие годы, в том числе о том, что мы хотим делать с мощными инструментами, которые разрабатываем. Я даже подозреваю, что многие в этих компаниях надеются на регулирование, которое уравняет условия игры: начиная с ChatGPT, менее осторожные игроки имеют конкурентное преимущество и поэтому могут легче продвигаться вперед, снижая уровень осмотрительности и этического контроля.

Хватит ли шести месяцев паузы? Не тщетны ли эти усилия?

То же самое можно сказать о наших усилиях по борьбе с климатическими изменениями. Окружающей среде уже было нанесено много вреда, инерция нашей промышленной ткани упряма — не говоря уже о лоббистских группах — и усилия ученых и активистов в области климата по корректировке нашего коллективного курса (экономики), кажется, не работают. Стоит ли сдаваться? Конечно, нет. Всегда есть способы сократить будущий ущерб, и каждый шаг в правильном направлении может быть полезным.

Разве страхи перед ИИ-системами не научная фантастика?

Уже существует литература, документирующая текущий ущерб, который помогла бы минимизировать регуляция, от ущемлений человеческого достоинства, таких как дискриминация и предвзятость, до военного использования ИИ, например, автономных дронов убийц.

Следует ли прекратить разработку ИИ-систем вообще?

В письме говорится не об этом. Оно касается только систем, которые еще не разработаны и которые будут мощнее, чем GPT-4. Тем не менее, мне кажется очевидным, что мы должны принять определенное замедление технологического прогресса для обеспечения большей безопасности и защиты коллективного благополучия. Общество ввело строгие регулирования для химикатов, авиации, лекарств, автомобилей и т. д. Компьютеры, которые теперь оказывают огромное влияние на многие сферы нашего общества, на мой взгляд, заслуживают аналогичного подхода.

Почему вы подписали письмо вместе с людьми, у которых политические взгляды противоположны вашим?

Это открытое письмо на конкретную тему. Подписывая его, человек не одобряет все другие заявления подписантов. По вопросу о экзистенциальных и долгосрочных рисках для человечества я не согласен с многим из написанного по этому поводу («лонгтермизм«). Конечно, долгосрочные риски важны — и именно поэтому я выступаю за эффективное решение климатических проблем. Но эти риски должны быть сопоставлены с вероятностью их осуществления, и чем дольше временной горизонт, тем менее определенны эти риски. В сравнении с этим, ущерб, причиняемый живущим сегодня людям, не должен быть отброшен, потому что более краткосрочные риски гораздо более осязаемы. Так что я думаю, что мы должны рассматривать все риски, основываясь на их величине и оцененной вероятности, риски на разных временных горизонтах. И мы должны использовать разум и науку для оценки всего этого, не забывая о нашем сочувствии к живущим и страдающим сегодня людям.

Готово ли общество столкнуться с приходом этих новых и чрезвычайно мощных технологий?

Человечество сталкивается с несколькими глобальными кризисами, которые, вероятно, усугубятся: в области общественного здравоохранения, окружающей среды, военной и политической безопасности и стабильности, неравенстве и социальных несправедливостей и, конечно же, в области рисков, связанных с бесконтрольным развитием ИИ. Я сомневаюсь, что текущая организация нашего общества на национальном и глобальном уровнях является адекватной для преодоления этих вызовов [выделение переводчика]. На коротком горизонте, на мой взгляд, нельзя обойтись без регулирования. Я надеюсь, что на долгосрочную перспективу этого будет достаточно, но сейчас мы должны рассмотреть возможность того, что социальная организация общества, которая работала в прошлом веке, больше не адекватна перед лицом этих глобальных кризисов.

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Хабр