Бор и нейтроны против рака. Интервью о перспективном методе борьбы с онкозаболеваниями с доктором физико-математических наук Сергеем Таскаевым

В течение ближайшего десятилетия в мире может быть широко внедрен еще один способ борьбы с раковыми опухолями ― бор-нейтронозахватная терапия (БНЗТ). Метод был предложен больше 80 лет назад, но только недавно ученые сумели создать подходящий для облучения опухоли ускоритель и нашли подходящие препараты.

В китайском городе Сямыне новый метод борьбы с опухолями проходит клинические испытания. Установка для терапии создана в Институте ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН, а сегодня физики уже собирают ускоритель для НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина в Москве.

Краткая справка о герое. Сергей Юрьевич Таскаев ― доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник, заведующий лабораторией Института ядерной физики им. Г.И. Будкера Сибирского отделения РАН. Автор и соавтор более 200 научных публикаций, в том числе реферируемых научных журналах. С 1998 по 2013 гг. ― председатель профсоюзной организации ИЯФ СО РАН. Научные интересы: бор-нейтронозахватная терапия злокачественных опухолей, нагрев и удержание плазмы в открытых магнитных ловушках.

По какому принципу работает бор-нейтронозахватная терапия и чем отличается от распространенных радиологических методов? На уничтожение каких опухолей преимущественно направлен новый метод? В чем особенности ускорителя, созданного в ИЯФ СО РАН для терапии? Об этом ― в интервью с создателем установки, доктором физико-математических наук, заведующим лабораторией ИЯФ СО РАН Сергеем Юрьевичем Таскаевым.

― Каков принцип борьбы с опухолями методом бор-нейтронозахватной терапии и чем он отличается от других радиологических способов лечения?

― Это удивительно красивая методика борьбы со злокачественными опухолями, и она кардинально отличается от остальных подходов к лечению. Метод был предложен еще в 1936 г. спустя четыре года после открытия нейтрона.

Все, что нужно для бор-нейтронозахватной терапии, ― это накопить в клетках опухоли стабильный нерадиоактивный изотоп бор-10. Это вещество принципиально отличается от других атомных ядер тем, что очень эффективно захватывает нейтроны, пролетающие мимо. Все атомные ядра могут захватывать нейтроны, попадающие в них, но только около 15 атомных ядер способны захватывать нейтроны, пролетающие на расстоянии, превышающем размер этого атомного ядра в 100 раз. Изотоп бор-10 относится к таким веществам и эффективно поглощает нейтроны.

Когда большинство атомных ядер захватывают нейтроны, происходит обычная ядерная реакция с испусканием, например, фотонов. При захвате нейтрона бором-10 происходит ядерная реакция с выделением большой энергии. Эта энергия выделяется двумя заряженными частицами, разлетающимися в противоположных направлениях: альфа-частицей и атомным ядром лития-7. Разлетаясь, они останавливаются на длине 5 и 7 мкм, то есть на длине клетки.

Таким образом, когда в клетке опухоли накапливается изотоп бор-10 и затем облучается нейтронами, которые вещество эффективно поглощает, происходит ядерная реакция, при которой 84% энергии выделяются именно в клетке, содержащей ядро бора, что приводит к ее гибели. Используя метод бор-нейтронозахватной терапии, мы можем эффективно уничтожать клетки опухоли, не затрагивая здоровые.

― Использование распространенных сегодня радиологических методов лечения раковых опухолей обычно предусматривает несколько сеансов облучения. Сколько сеансов бор-нейтронозахватной терапии необходимо для уничтожения клетки?

― Стоит начать с основ.