Ученые МАИ за счет математического моделирования развивают отечественный авиапром

На базе Московского авиационного института (МАИ) создается Центр компетенций «Математическое моделирование». Новый Центр компетенций является частью стратегического проекта МАИ «Будущие аэрокосмические рынки – 2050» в рамках программы Минобрнауки России «Приоритет 2030». Для работ в области математического моделирования используется суперкомпьютер мощностью более 150 терафлопс.

Одна из ключевых технологий индустрии 4.0, обеспечивающих конкурентоспособность на аэрокосмических рынках будущего, – методы математического моделирования, которые позволяют существенно сократить сроки и качественным образом повысить эффективность работы по созданию сложных образцов техники, уверены ученые МАИ.

В Центре «Математическое моделирование» МАИ сегодня ведется работа над задачами аэроупругости, изучением процессов обледенения, созданием новых методов аэродинамических расчетов и т.д. Создание единой и удобной программной среды для весового проектирования – весовой платформы – и исследования в области предиктивного анализа стали одним из ключевых направлений деятельности.

«Работа над весовой платформой ведется совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Единая программная среда позволит объединить применяющееся сегодня разрозненное программное обеспечение, используемое для решения отдельных задач в области весового проектирования, анализа, контроля изделий авиационной техники. Это поможет снизить количество ошибок проектирования, которые приводят к срыву сроков работ и, как следствие, увеличению стоимости готового продукта, а также повысить топливную эффективность готового изделия», – поясняет начальник НИО-101 МАИ Дмитрий Юрьевич Стрелец.

Ещё одно актуальное направление деятельности Центра «Математическое моделирование» – работа по предиктивному анализу выхода из строя агрегата топливной системы самолета. Цель проекта – повышение надежности авиаперевозок и минимизация рисков простоя самолета на полосе из-за внезапных поломок.

«Ситуация, в которой загруженный самолет находится на полосе и не может вылететь, полностью нарушает выстроенную заранее логистическую цепочку и несет большие финансовые потери для авиакомпании в связи с простоем воздушного судна. Наша разработка в рамках проекта МАИ «Будущие аэрокосмические рынки – 2050» программы Минобрнауки России «Приоритет 2030» позволяет прогнозировать выход из строя агрегатов топливной системы, исходя из данных, получаемых с различных датчиков самолета, и избегать подобных критичных для компании проблем. Благодаря предиктивному анализу компания будет иметь возможность принять необходимые меры, связанные с заменой или ремонтом агрегата, не дожидаясь его выхода из строя», – рассказывает руководитель проекта, начальник лаборатории №1 НИО-101 МАИ Андрей Катаев.

Специалисты МАИ завершили первый этап работы, в рамках которого созданы методики предиктивного анализа, отлично показавшие себя при тестировании. На втором этапе планируется опытное внедрение разработки на самолетах компании «Волга-Днепр», а также запуск программ по обучению работе с системой для сотрудников авиакомпаний и студентов МАИ.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (5 votes)
Источник(и):

Научная Россия