Почти Ле Ман: в 24-часовой гонке победила молекулярная машина, проехавшая 1 микрон

Самая маленькая и самая медленная, но вместе с тем невероятно интересная гонка вернулась спустя 5 лет. 24 марта 2022 года учёные из Германии, Испании, Японии, Франции и других стран выясняли, у кого получился самый быстрый нанокар (транспортное средство, каждое из которых представляет собой единственную молекулу, состоящую приблизительно из сотни атомов). Как прошла гонка Nanocar Race II и что это вообще такое — в материале Cloud4Y.

Как возникла Nanocar Race

Nanocar Racehttps://en.wikipedia.org/wiki/Nanocar_Race — это не совсем соревнование. Скорее это международный научный эксперимент, который проводится в режиме реального времени с целью тестирования производительности молекулярных машин и научных инструментов, используемых для их контроля. Мероприятие не просто демонстрирует невероятную точность работы с молекулярными структурами, придуманные для гонки технологии могут привести к созданию электроники и датчиков меньшего размера.

Можно принять молекулярные гонки как шутку учёных, но фактически это одно из немногих научных исследований, за которым может понаблюдать любой человек. Поэтому на радость публике Nanocar Race решили транслировать в интернете.

Идея подобных гонок возникла в 2013 году у старшего научного сотрудника CNRS Кристиана Йоакима (теперь директора гонки) и Гвеена Рапена, профессор химии в Université Toulouse III — Пола Сабатье. Кристиан рассказывал, что изначально он хотел создать молекулу с колёсами. Когда это удалось, он понял, что таким транспортом можно управлять. Тогда он сразу решил устроить гонку между наноболидами.

Опубликовав свои размышления о возможности таких гонок в журнале ACS Nano, учёные объявили приём заявок от команд, желающих принять участие в этом необычном мероприятии. Старт гонки назначили на 2016 год, но затем перенесли на 2017. Такая отсрочка требовалась для того, чтобы команды могли создать конкурентоспособный нанокар. Одновременно с этим решались организаторские вопросы. Нужно было определиться с треком для болидов, ведь трасса должна была подходить для всех типов нанокаров. Кроме того, возникал вопрос с выбором и настройкой микроскопа, который будет снимать заезд.

Командам-участницам также пришлось преодолеть ряд сложных задач (хранение и визуализацию молекул под микроскопом), а также привести свой нанокар в соответствие с требованиями (это касалось структуры молекул и способу движения) для получения допуска к гонке. Из девяти команд допуск к заезду получили лишь шесть.

Первая гонка

Организаторы первой гонки решили, что нанокары будут 36 часов двигаться по покрытому золотом треку, а энергию для движения черпать из слабых ударов током, подаваемых специальным устройством. Для большей сложности трассу сделали искривлённой.