Исследователи нашли тонны микро- и нанопластика в Альпах и Пиренеях

Два исследования на европейских горных хребтах позволяют объяснить наличие пластика в отдаленных регионах мира, таких как Антарктида, Арктика или гора Эверест. В Альпах ученые из Швейцарской федеральной лаборатории материаловедения и технологии (EMPA) провели исследования на высоте 3106 метров над уровнем моря на вершине горы Хоер Зоннблик в австрийском национальном парке Высокий Тауэрн, где с 1886 года находилась обсерватория Центрального Институт метеорологии и геодинамики.

Ежедневно в 8 утра ученые брали на анализ верхнюю часть слоя снега. Для этого они использовали новый метод масс-спектрометрии — он позволяет обнаружить и идентифицировать интересующие ученых молекулы путем измерения их массы, а также определить характеристики их химической структуры.

Используя данные о ветре и погоде, они проследили происхождение этих наночастиц. Наибольший выброс происходит в густонаселенных городских районах. 30% нанопластика, обнаруженного на вершине горы, принесло из близлежащих городов в радиусе 200 км. Остальные 70% частиц разносятся по воздуху волновыми брызгами в океанах. Еще около 10% из них преодолели более 2000 километров (включая часть из Атлантического океана) благодаря ветру и погодным условиям, прежде чем приземлиться на гору.

Благодаря нанопластику, обнаруженному на Хоер Зоннблик, исследователи смогли оценить количество этих частиц в Швейцарии — ежегодно в стране оседает 43 квинтиллионов мелких пластиковых частиц, что составляет примерно 3000 тонн.

Альпы — не единственный европейский горный хребет, на котором нашли пластик — также его обнаружили в Пиренеях. Группа исследователей из Гренобля провела наблюдения из обсерватории Пик-дю-Миди на высоте 2877 метров. Именно здесь ученые решили установить насос, всасывающий 10 000 кубических метров воздуха в неделю. Проанализировав его, команда пришла к выводу о наличии в воздухе микропластика — в основном таких полимеров, таких как полистирол или полиэтилен.

По оценкам ученых, на сегодняшний день во всем мире было произведено более 8 300 миллионов тонн пластика, из которых около 60% сейчас являются отходами.

«Пластик разрушается из-за выветривания и механического истирания, превращаясь из макрочастиц в микрочастицы, а затем в наночастицы. Наночастицы втягиваются глубоко в легкие при дыхании, где их размер может позволить им преодолеть гемато-клеточный барьер и попасть в кровоток человека. Воздействие этих частиц на здоровье в настоящее время остается неизвестным», — рассказали швейцарские ученые.