«Закрученные» частицы могут дать новое направление в физике

Физик из Томского государственного университета математически доказал, что «закрученные» частицы сохраняют необычное квантовое состояние и проявляют свойства волны при достижении высоких скоростей, тогда как обычные частицы волновых свойств не обнаруживают. Реализация этих расчетов в эксперименте на современном коллайдере может привести к формированию нового научного направления на стыке физики частиц, физики ускорителей и квантовой оптики.

Статья об исследовании, поддержанном грантом Президентской программы Российского научного фонда (РНФ), опубликована в журнале New Journal of Physics.

Электроны, нейтроны, фотоны и другие элементарные частицы могут при одних условиях проявлять свойства волн, а при других — свойства частиц. Это явление называется корпускулярно-волновым дуализмом. В обычных условиях электрон проявляет волновые свойства только на малых энергиях — как частицу его можно рассматривать лишь на больших. Однако относительно недавно физики научились «закручивать» электроны и нейтроны, от чего их характеристики разительно меняются.

В состоянии волны при движении электрона его заряд «равномерно размазан» по некоторой области, которая называется фронтом волны. «Закрученными» элементарными частицами можно назвать такие, у которых волновой фронт похож на винт мясорубки — то есть вращается вокруг оси направления их движения.

До сих пор ученые могли создавать такие необычные квантовые состояния частиц только с помощью электронных микроскопов на умеренных энергиях. Тем не менее, даже это позволило существенно улучшить качество анализа магнитных свойств наноматериалов и открыло новые возможности для атомной спектроскопии и электронной микроскопии с разрешением в десятые доли нанометров.

Физик из Томского государственного университета теоретически доказал принципиальную возможность создавать «закрученные» частицы на высоких энергиях с помощью ускорителей. Он описал процессы, происходящие с ними, при помощи компьютерного моделирования и методов математической физики.