Природную ДНК превратили в устойчивый биопластик

Группе китайских химиков удалось разработать устойчивый биопластик на основе природной ДНК. Полученный материал устойчив к сильному охлаждению, органическим растворителям и различным деформациям, однако быстро размягчается под действием воды. Кроме того, ученые нашли способ повторно использовать их материал и эффективно разлагать с помощью доступных ферментов.

Работа опубликована в Journal of the American Chemical Society.

Один из способов уменьшить загрязнение окружающей среды полимерами — делать пластик на основе биомолекул. Ученые уже получали пластики из целлюлозы, крахмала, белков и других биополимеров. Однако в процессе получения и переработки большинства таких материалов ученым приходится использовать высокие температуры, давления или органические растворители.

Синтез пластика на основе ДНК — одного из самых распространенных биополимеров на Земле — до сих пор оставался нерешенной задачей, хоть химики и умеют получать из него биоразлагаемые гидрогели и наночастицы. При этом запасы естественной ДНК на Земле практически неисчерпаемы, что делает ее подходящим сырьем для синтеза новых пластиков.

Группа химиков под руководством Ян Даюна (Dayong Yang) из Университета Тяньцзиня предложила получить биопластик из гидрогеля на основе ДНК, выделенной из биомассы, и иономера, связывающего цепи ДНК друг с другом.