Обзор архитектуры AlphaFold 2

Автор: Олег Седухин. Блог компании Open Data Science. В данном обзоре мы подробно рассмотрим нейронную сеть AlphaFold 2 от компании DeepMind, с помощью которой недавно был совершен прорыв в одной из важных задач биологии и медицины: определении трехмерной структуры белка по его аминокислотной последовательности.

В первых трех разделах обзора описывается задача, формат входных данных и общая архитектура AlphaFold 2. Далее, начиная с раздела «Input feature embeddings», описываются детали архитектуры. В разделе «Резюме» кратко суммируется основная информация из обзора.

В научной статье, опубликованной в Nature, и дополнительных материалах к ней, авторы используют название «AlphaFold» без цифры 2, и мы также будем его придерживаться.

Белки и их структуры

Белки – это органические молекулы, структура которых показана на рис. 1. Символом R обозначены аминокислотные остатки, которые могут быть 20 разных типов. Таким образом, белок можно закодировать строкой, записанной алфавитом из 20 символов.

belki1.pngРис. 1. Структура белка.

Белки сворачиваются в структуру за счет различных взаимодействий между атомами (водородные связи, ковалентные связи и др.). Структура белка определяется его аминокислотной последовательностью и, в свою очередь, определяет свойства этого белка в живом организме.

Задача, которую решает AlphaFold, заключается в предсказании структуры белка по его аминокислотной последовательности. Экспериментальное определение структуры белков является очень трудоемким. Решение этой задачи с помощью физического моделирования требует огромных вычислительных ресурсов. Проблема усугубляется тем, что в процессе сворачивания белка часто участвуют другие белки.

Каждые 2 года организуется соревнование CASP (Critical Assessment of protein Structure Prediction), в котором научные группы соревнуются в точности предсказания структур белков. Для оценки точности каждый раз используется новый набор белков, структуры которых уже были получены экспериментально, но еще не были опубликованы.

belki2.pngРис. 2. Максимальная точность по метрике GDT, достигнутая в ходе соревнований CASP в разные годы (1994–2020).

В 2020 году DeepMind с их нейронной сетью AlphaFold 2 выиграла соревнование CASP14, достигнув беспрецедентного уровня точности (рис. 2). DeepMind также выложили на YouTube видео об этом историческом успехе, которое рекомендую посмотреть. Об архитектуре AlphaFold версии 2 и пойдет речь в этом обзоре.