Неинвазивный биомаркер оценит эффективность уничтожения состарившихся клеток

Американские ученые обнаружили неинвазивный биомаркер гибели состарившихся клеток организма. В перспективе его можно будет использовать для проверки эффективности терапии возрастных заболеваний. Результаты исследования опубликованы в журнале Cell Metabolism.

Репликативное старение клеток, или сенесценция — это состояние, при котором клетки, подвергавшиеся метаболическому стрессу и накопившие необратимые повреждения ДНК и органелл, перестают делиться (в качестве природной защиты от злокачественного перерождения), но в течение длительного времени не подвергаются апоптозу (запрограммированной гибели).

Накопление таких клеток приводит к возрастному изнашиванию отдельных органов и всего организма, поскольку для них характерен связанный со старением секреторный фенотип (SASP). Он представляет собой синтез многочисленных биологически активных веществ, связанных с эмбриогенезом, заживлением ран, воспалением и метаболической активностью, которые негативно влияют на окружающую ткань. Большинство таких веществ имеют белковую природу и относительно неплохо изучены, о липидном метаболизме сенесцентных клеток известно значительно меньше.

Кристофер Уайли (Christopher Wiley) из Баковского института исследования старения с коллегами решили разобраться в этом вопросе.