Социальные сети управляют вами, но есть способы дать им отпор

Социальные сети делают вас другим человеком. Они меняют то, что вы делаете, меняют ход ваших мыслей и, в конечном итоге, меняют вас. И, кажется, это чуть страшнее, чем известный и давно обсуждаемый вопрос о защите конфиденциальных данных.

Уроки от фильма Netflix “Социальная дилемма”.

Документальный фильм “Социальная дилемма” от Netflix показывает, что проблема соцсетей в действительности гораздо глубже, чем может показаться. Через интервью с инженерами, участвовавшими в их создании, нам дают понять, что характерные особенности соцсетей, вызывающие привыкание, тщательно изучаются и с успехом применяются для того, чтобы заставить нас проводить на платформах еще больше времени. Каким образом? Все просто: алгоритмы, используемые в соцсетях, умеют создавать наши идеальные психологические портреты и постепенно изменять нас в собственных интересах.

Как говорит в “Социальной дилемме” Эдвард Тафти (Edward Tufte): “Есть только две сферы деятельности, представители которых называют своих клиентов ‘пользователями’: торговля наркотиками и разработка программного обеспечения”. Социальные платформы предлагают свои услуги бесплатно, поэтому мы думаем, что продукт, который они продают — это наше внимание, и “если сервис бесплатный, то вы и есть продукт”.

Однако, этим дело не ограничивается.

Это постепенное, легкое, незаметное изменение в вашем собственном поведении и восприятии. Именно это и есть единственная вещь, на которой они могут зарабатывать деньги: изменение того, что вы делаете, как вы думаете, изменение вашей личности. — “Социальная Дилемма”

Так, собственно, в чем проблема?

“Социальная дилемма” называет три главных повода для беспокойства.

Психическое здоровье

Исследование, в котором поучаствовали 5000 человек, показало, чем чаще люди используют социальные сети, тем хуже они оценивают состояние собственного физического и психического здоровья и тем ниже их удовлетворенность жизнью, — Американский журнал эпидемиологии (American Journal of Epidemiology), 2017

Большинство инженеров, работающих в известных технологических гигантах, посещали университетские курсы, где учились использовать основы человеческой психологии с целью манипуляции нами для достижения своих собственных целей. Социальные сети успешно играют на глубинных проявлениях человеческой природы, как бы мы ни пытались этому сопротивляться.

“Они соблазняют вас. Они манипулируют вами. Они хотят от вас многого”, — говорит Тристан Харрис (Tristan Harris), бывший специалист Google по этике дизайна и соучредитель Центра гуманных технологий.

Тим Кендалл (Tim Kendall), бывший исполнительный директор Facebook и Pinterest, делится: “Думаю, в этом есть некая классическая ирония. Целый день я работаю над созданием чего-то такого, чьим заложником стану сам. И в некоторые моменты я ничего не смогу с собой поделать”.

Психологические манипуляции вызывают особую тревогу о представителях более молодых поколений. Современные дети рождаются в мире, управляемом технологиями, который им просто не с чем сравнить.

“Мы создали целое поколение людей, выросших в среде, где главной целью общения, главной целью всей культуры, является манипуляция”, — говорит в фильме писатель Джарон Ланье (Jaron Lanier).

Цена которую мы платим высока. Всё это оказывает огромное влияние на психическое здоровье детей, приводя к росту числа самоубийств и проявлений членовредительства среди подростков.

Демократия

Количество стран, проводящих политические дезинформационные кампании в соцсетях, удвоилось за последние два года, — “Социальная Дилемма”

Неожиданный поворот: социальные сети увеличивают дистанцию между людьми. Идеологическую дистанцию. В фильме рассказывается о том, что разрыв во взглядах сторонников Республиканской и Демократической партий с каждым годом увеличивается, и с каждым годом остается все меньше пространства для взаимопонимания и конструктивного диалога.

Этот феномен — один из симптомов болезни, которой больны мы все, и ее страшным последствием может стать угроза демократии. Но эта угроза не является результатом “взлома” нас какими-то идеологическими группами. Эти группы просто используют имеющиеся в их распоряжении инструменты.

Профессор Гарвардской школы бизнеса указывает на простую, но шокирующую правду о российском влиянии на выборы в США в 2016 году: “Русские не взламывали Facebook. Они использовали инструменты, которые Facebook специально создал для добросовестных рекламодателей”.

Дискриминация

Алгоритмы продвигают контент, который вызывает возмущение, разжигает ненависть и усиливает предубеждения, живущие в информации, которую мы же им даем, — “Социальная Дилемма”

Социальные сети разрушают понятие истины. Вместо того, чтобы жить в едином мире, каждый из нас проводит дни в своем собственном, специально созданном мире даже не осознавая этого. У новостных лент есть пугающий эффект — в них мы подтверждаем свои собственные взгляды на жизнь снова и снова, и это отдаляет нас от реальности.

“Конечная цель технологических компаний — ‹определять аудиторию из одного человека› и извлекать максимум данных о каждом пользователе, — говорит Тристан Харрис. – Это отправляет каждого человека в свою собственную кроличью нору«, или, как говорит режиссер фильма Джефф Орловски (Jeff Orlowski): "2,7 миллиарда "Шоу Трумэна», работающих одновременно”.

Как следствие, мы видим, например, активизацию движения сторонников плоской Земли. Все благодаря алгоритму Youtube, который продолжает подбрасывать людям контент, совпадающий с их видением мира, даже если оно не соответствует действительности.

“Проще всего думать, что это действует на нескольких не очень умных и легко внушаемых людей, — предупреждает Гийом Шасло (Guillaume Chaslot), инженер, создавший алгоритм Youtube, — но алгоритм с каждым днём становится всё умнее и умнее. Сегодня он убедит кого-то, что Земля плоская, а завтра он сможет убедить в чём-то и вас”.

Что можете сделать вы как личность

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Хабр