Открыт новый механизм самозащиты, используемый бактериями для борьбы с антибиотиками

Сотрудники лаборатории Константина Северинова в Сколтехе совместно с коллегами из России и США открыли новый механизм самозащиты бактерий от микроцина С – антибиотика, который в микроскопическом мире является мощным оружием, способным в некоторых случаях атаковать даже клетку-продуцента.

Результаты исследования опубликованы в журнале mBio. Микроцин С представляет собой пептидно-нуклеотидный антибиотик, который продуцируется некоторыми штаммами бактерии Escherichia coli. По своей сути, это «троянский конь»: пептидная часть антибиотика помогает ему проникнуть в клетку, которая при помощи своих внутренних механизмов превращает его в так называемый «преобразованный McC».

Это соединение полностью блокирует биосинтез белка, воздействуя на его важнейший компонент – аспартил-тРНК-синтетазу. Продолжая аллегорию с троянским конем, отметим, что к несчастью для штамма-продуцента микроцина С, некоторые «греки» бросают своего «коня» слишком рано, еще не покинув продуцирующую клетку, что приводит к самоинтоксикации. Именно поэтому этой клетке приходится проявлять изобретательность и искать средства защиты от своего же оружия. Одним из таких средств является фермент, который нейтрализует «преобразованный McC» путем ацетилирования.

Аспирант Сколтеха Эльдар Ягмуров и его коллеги открыли новый механизм самозащиты клеток: использование гидролаз из суперсемейства гистидин-триад (HIT) (то есть ферментов, способных с помощью воды расщеплять большие молекулы на более мелкие).