Биоинженеры научились управлять стволовыми клетками РНК-интерференцией

Американские ученые разработали липид-полимерные наночастицы, несущие малые интерферирующие РНК и способные проникать в клетки стромы костного мозга. Подавляя там экспрессию различных генов, исследователи смогли управлять процессами миграции стволовых и прогениторных клеток из костного мозга в кровоток.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Biomedical Engineering.

В костном мозге человека находится внушительное количество прогениторных и гемопоэтических стволовых клеток, а в кровоток ежедневно высвобождается множество клеток крови. Процессы их дифференциации, пролиферации и миграции частично регулируются микроокружением стволовых клеток — стромой костного мозга, или нишевыми клетками. К ним относятся эндотелиальные клетки костного мозга, образующие тонкие однослойные кровеносные сосуды, и способные самостоятельно выделять сигнальные молекулы для кроветворных клеток.

Перспектива управления процессами миграции гемопоэтических клеток в кровоток очень привлекательна для медицины. Индукция высвобождения клеток костного мозга необходима при трансплантации стволовых клеток из периферической крови — эта процедура гораздо безопаснее и относительно безболезненная для донора, в отличие от непосредственной пересадки костного мозга.

Однако не менее интересен и обратный процесс — ингибирование миграции клеток крови, так как их повышенное количество в кровотоке связывают с чересчур тяжелым течением воспалительных процессов.

Дэниел Андерсон (Daniel Anderson) и Матиас Нарендорф (Matthias Nahrendorf) из Массачусетского технологического института и Массачусетской больницы общего профиля вместе с коллегами в поисках решения этих вопросов решили подавить экспрессию некоторых генов в эндотелиальных клетках стромы костного мозга мышей с помощью малых интерферирующих РНК (siRNA), доставляемых в составе наночастиц.