Мысленные эксперименты над сознанием: Что это? Где оно находится? Оно вообще существует?

Если рассуждать с материалистической позиции, то очевидно, что сознание порождается работой мозга. Однако вопрос, как именно возникает сознание, до сих пор остается открытым. Существуют различные мнения по данному вопросу: одни говорят, что сознание это обработка информации, другие и вовсе уходят в квантовую физику. Так или иначе, давайте рассмотрим, какие интересные эксперименты можно делать с сознанием, если бы мы могли создавать материальные объекты, обладающие сознанием, уже сейчас, найдем свойства сознания и сделаем выводы.

Сознание — это в том числе бесконечно маленький объем информации в единицу времени

Допустим, вы создали компьютер, обладающий сознанием. Данный компьютер вполне может выполнять все вычисления последовательно. Тогда можно бесконечно занижать частоту его процессора, растягивая все вычисления во времени. Но перестать обладать сознанием от этого он не должен. Правда, нам не очень будет очевидно, что компьютер продолжает себя осознавать. Так или иначе, из такого эксперимента следует один вывод, что сознанием может обладать процесс с бесконечно маленьким объемом информации в единицу времени.

Сознание — это в том числе бесконечно маленький объем материи в каждый конкретный момент времени

Как следует из предыдущего эксперимента, в каждый момент времени за сознание может отвечать всего лишь немного материи, которая отвечает за конкретное звено в цепочки последовательных действий по обработке информации. Поэтому в каждый момент времени сознанием вполне может быть система наподобие калькулятора, складывающего 2 + 2.

Обладает ли сознанием «бездействующая» часть сознания?

Как следует из предыдущих экспериментов, выходит, что в большую часть времени при последовательной обработке информации большая часть материи, отвечающая за сознание, может оставаться не востребованной. Она пригодится когда нибудь потом, когда цепочка вычислений дойдет до нее. Однако в остальное время все процессы сосредоточены локально в конкретном месте, в то время как остальная часть материи связана с данным локальным участком материи лишь в будущем, но не в настоящем.

Сознание может принимать любые материальные формы, даже самые необычные

Так как при создании сознания нам главное обеспечить непосредственно возможность обрабатывать ту или иную информацию по определенным алгоритмам, сознание можно «сделать» из чего угодно.

Сознанием вполне может быть просто много тонн бумаги с записями, которые обрабатывает вместо процессора человек с калькулятором и ручкой.

Таким образом сознанием будет обладать структура из бумаги, чернил и человека с калькулятором, главное чтобы сам процесс был правильным, представлял из себя обработку информации, и чтобы информация, и сам процесс обработки, удовлетворяли необходимым правилам. Вполне возможно, что государства могут обладать сознанием, ведь оно состоит из весьма разумных единиц — людей, и между людьми есть достаточно сложные связи, которые посложнее будут связей между нейронами. Возможно для возникновения сознания у коробки, в нее достаточно лишь посадить пару человек, и тогда должно появиться некое общее сознание, точно так же как оно появляется из множества нейронов в мозге человека.

Обладает ли сознанием «часть» сознания?

Представим себе большое поле (поле, в смысле как пространство, занимаемое оборудованием) из механизма, который обладает сознанием. Это может быть механическое сознание из кучи шестеренок, или электрическое из множества микросхем — суть не важно. Вопрос состоит в том, обладает ли некоторая часть данного механизма сознанием? Например, если рассмотреть 50% от данного объекта, или вообще рассмотреть лишь один его функциональный элемент? Можно окончательно придраться, и постепенно отсекать ту материю, без которой объект в принципе может еще обладать сознанием. Например, корпуса микросхем в принципе не участвуют в обработке информации, значит корпуса микросхем это не сознание. Так же стоит учесть ранее рассмотренный эксперимент про то, что большая часть материи, из которой состоит сознание, может быть не востребованной в данный момент времени.

Является ли сознание статическим объектом?

Если все варианты информации на «входе» в черный ящик, под названием сознание, и все варианты информации на «выходе» из черного ящика, а так же измерение «время» представить как многомерное пространство, то сознанием вполне можно назвать статичную структуру, состоящую из множества точек. Это будет как многомерная «статуя». Другая интерпретация подобной системы — обычная книга, просто хранилище информации. Разве что в реальности информации будет так много, что в обычную книгу она не поместится. Поэтому приходится ее «упаковывать» в алгоритмы, используя закономерности, повторения и т.д. Тем не менее, это означает, что сознанием вполне может быть информация, записанная на носитель. Причем носитель информации может быть любым. Это может быть даже обычная книга из бумаги, хотя гораздо удобнее будет все записать на электронный носитель.

Сколько сознания содержится «за бортом»?

Рассматривая сознание как черный ящик, мы слишком абстрагируемся от реального мира, где можно задать вопрос «а какие процессы влияют на выход черного ящика в большей степени — те что в черном ящике, или в большей степени влияет остальная часть вселенной, которая дает информацию на вход черного ящика в виде изображения, звуков, ощущений, тех или иных физических воздействий»?

Дело в том, что за функцию сознания можно принять не процессы внутри черного ящика, а наоборот, процессы происходящие вне черного ящика. Или можно считать, что сознание это все процессы сразу. Как вам удобнее?

Такой подход более реалистичный, вполне возможно, что большая часть сознания, это на самом деле все что происходит вокруг нашего мозга, а мозг лишь малая часть сознания. Ведь изначально мы решили, что сознание в мозге, лишь в силу привычки нашего восприятия: мы любим выделять образы из окружающего пространства, разделять его на отдельные части. Но может в этом случае все несколько сложнее? Результат каждой миллисекунды работы сознания в мозге, это не только функция мозга, но еще очень много функций окружающей реальности. По какой причине их нельзя считать частью сознания? Ведь не потому, что мы просто не хотим так думать.

Сознание и реальность ощущений

Если интерпретацию ощущений и чувств можно назвать галлюцинацией, то сам факт наличия сигнала в виде ощущений и чувств уже приходится принять как неоспоримый факт. Например, человеку показался призрак. Галлюцинацией будут называть неверную интерпретацию увиденного, что якобы призрак действительно был. На самом деле источником видения в данном случае являлся мозг, который создал видение из-за каких то воздействий, возможно из-за кислородного голодания. Однако, сам факт наличия сигналов, которые интерпретировались в призрака, уже нельзя отрицать. Сигналы были, но были неверно интерпретированы. Так как факт наличия сигналов мы принимаем за неоспоримую истину, мы можем утверждать, что вселенная существует, потому что мы точно знаем, что мы существуем, потому что это факт наличия сигналов, которые мы осознаем, которые уже нельзя назвать галлюцинацией, потому что это не интерпретация сигналов. И именно поэтому мы можем заниматься наукой, потому что хоть мы и не можем быть уверены в интерпретации сигналов, которые чувствуем, но можем быть точно уверены в том, что сами сигналы реальны, а с их правильной интерпретацией можно разобраться с помощью проб и ошибок, поставив многочисленные эксперименты. Однако такое положение дел создает предпосылку к тому, что существует большая разница между информацией, ее обработкой, и реальным физическим процессом, хотя на первый взгляд кажется что это одно и то же, тем более что за любой обработкой информации находится физический процесс.

Сознание и абстрактная информация

Изначально была идея, что сознание это обработка информации. Но дело в том, что будь то носитель информации из бумаги, где информация представлена в виде символов, или электронным, где единица информации представлена в виде электрического сигнала, вся информация в обоих случаях наделяется смыслом лишь в восприятии человека.

Это означает, что символы или электрические сигналы имеют какое либо значение не сами по себе, и только человек их интерпретирует. По этой причине нет разницы, компьютер хранит информацию, или обрабатывает запрос, чтобы получить конечную информацию из сжатого вида (см. эксперименты выше), или человек берет информацию из книги, где она заранее записана: во всех случаях информация абстрактна, и только человек интерпретирует ее в образы, во что то конкретное, что он ощущает, и где сам факт ощущения (но не интерпретация ощущения) является реальностью.

Таким образом если мы создаем сознание, как материальный носитель информации, то такое сознание скорее всего будет лишь имитацией сознания, существующей лишь в человеческом восприятии, а не как физическое явление, обладающее сознанием. Грубо говоря, объект, созданный человеком, может быть лишь игрушкой, похожей на сознание, и интерпретируемое таким образом лишь в человеческом восприятии.

Для реального сознания необходимо важное условие, чтобы оно было не абстракцией, существующей у человека в голове, а реальностью. Такое сознание должно обрабатывать не информацию (абстрактные представления об объектах), а оперировать самими реальными объектами (явлениями), или по другому являться реальным физическим процессом в своей сути, который работает не для того, чтобы на мониторе высветить абстрактную буковку «А», а чтобы в следующую единицу времени породить другие физические явления. Иначе мы создадим очередную записную книжку для человека.

Сознание и понятие условной единицы (Я)

Рассматривая все эксперименты выше, в основу сознания так или иначе была заложена идея, что сознание это некая условная осознающая единица. Например, чтобы оперировать количеством яблок, удобно использовать условную единицу — одно яблоко. Мы не учитываем в этом случае ни химический состав яблока, ни тем более гравитационное притяжение между яблоком и какой нибудь галактикой. Однако, такой подход не удобен, когда мы имеем дело с сознанием. Приняв сознание, как нечто однородное, монолитное, чем оно становится после абстрагирования от сложностей, мы начинаем путаться в вопросах о сознании.

Например, что есть Я? Если серьезно задуматься, то на самом деле можно откинуть от «себя» почти все, и все равно в итоге не ответить на этот вопрос. Дело в том, что в этом примере сам вопрос изначально неверный, изначально мы использовали понятие сознания как нечто абстрактное, монолитное, пустотелое и не понятное. Если же отказаться от такого понятия, и пытаться понять явление сознания без абстракций, то становится сложно все воспринимать, но другого пути нет. Получается, что нельзя сказать что у человека есть некое одно, цельное, сознание. Скорее это процессы, а то что они объединяются в нечто монолитное, под названием сознание, уже иллюзия, но без которой сложно жить.

Действительно, как тогда обращаться к другому человеку, если отказаться от понятия «Я», и принять во внимание что так такового конкретного «сознания» в нем нет, это целое множество процессов. Сознание, это сознание, про которое нельзя сказать «оно одно», нельзя назвать что это конкретно.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 2.7 (6 votes)
Источник(и):

habr.com