Вышел второй номер журнала «НБИКС-Наука.Технологии»

Колонка главного редактора

Дорогие, многоуважаемые читатели нашего журнала. Перед вами второй номер журнала «НБИКС-Наука.Технологии», и мы вовсю готовим третий.

krichevskiy.jpg

Первый номер почитали, прочитали, полистали более двух тысяч любознательных людей. Мы не знаем, кто вы, но мы уже любим, уважаем вас и очень хотим, чтобы наш журнал был интересным и полезным людям разного возраста, от старшеклассников до пенсионеров, специалистам различных направлений науки и техники. Мы мечтаем заинтересовать и привлечь в журнал молодых любознательных юношей и девушек не только в качестве читателей, но и писателей.

Мы очень довольны, что сдюжили первый номер нашего журнала. Это бы-ло трудно, но никто и не обещал, что будет легко. Но у нас ряд претензий к самим себе и главная из них следующая.

С самого начала мы поставили задачу – лейтмотивом всех текстов должны стать интеграл, взаимосвязь, взаимопроникновение Всего во Все, Взаимодействие Всего со Всем, как это очень ярко проявляется в законах живой и неживой природы. Законы эти и закономерности существуют вне нашего сознания, а человек их только открывает, обнаруживает, устанавливает и по возможности использует во благо, а часто и не только.

А наука и техника, напротив, все в большей степени специализируются. В каждой фундаментальной науке (физике, химии, математике, биологии) появляются многочисленные более узкие направления. То же в технике и инженерии. Очень часто специалисты в областях физики, химии, математики, биологии не могут найти общего языка, у них и терминология различается. Это отражается (особенно в России) в существовании и названии разных институтов, отделений, например, в структуре РАН (все разделено на научные клеточки), министерств, кафедр и т.д. Да и наше Нанотехнологическое общество – не исключение.

В медицине тоже давно произошла узкая специализация, и только врач-терапевт должен знать и понимать организм человека целиком. В науке и технике универсалов, энциклопедистов очень мало, их не готовят в университетах. Да их не подготовишь, это качество мышления.

Наш журнал не претендует на универсальность терапевта, но призывает авторов через статьи показывать и доказывать читателям вышеупомянутую связь Всего со Всем. Это отражено на лицевой обложке журнала в терминологиях.

Так вот, удалось ли полностью выполнить в первом номере эту задачу, во всех статьях показать связь специальных разделов науки и техники между собой и с НБИКС-технологиями?

В полной мере, конечно, нет. Это сверхзадача, и она требует для реализации от каждого автора перехода на другой уровень мышления. Это значит выйти из капсулы, кокона своей специальности на простор, в очень неспокойные волны междисциплинарности, в рискованное плаванье глобализованных и конвергируемых областей науки и техники. Но если такую сверхзадачу ставить, то можно с каждым шагом (номером журнала) к ней приближаться.

Приглашаю всех членов редсовета, писателей и читателей журнала поработать над решением этой задачи.

До встречи в следующем номере журнала. Мы очень хотим обратной связи и взаимности.

Главный редактор журнала НБИКС-НТ

Герман Кричевский


banner-nbics-magazin-200x300-2.jpg

Редакционная колонка

Уважаемые коллеги!

В проекте с условным названием «Журнал НБИКС-НТ» участвуют очень разные люди. Диапазон возрастов в команде от 20 до 85 лет, есть студенты и есть академики, есть действующие ученые – сотрудники научных организаций, и есть люди, не имеющие степеней и званий и не принадлежащие к науке с формально-организационной точки зрения. Объединяет нас всех об-щая шкала ценностей. Мы все согласны, что интеллект – это огромная цен-ность. Мы хотим дать трибуну, площадку для выражения своих мыслей тем людям, которым есть что сказать про науку и для науки. И мы хотим сделать мир лучше.

Поэтому совсем не удивительно, что в редакционном совете возникла идея сделать специальную подборку статей, связанных с образованием. С одной стороны, это кажется очевидным – они же всегда рядом, наука и образование! С другой стороны объективно это очень разные профессии – исследовать Природу, открывая неизвестные доселе закономерности, и учить молодежь, формируя в головах наших последователей картину мира, которая нам самим сегодня кажется «правильной». В первом случае результат своей работы можно предъявить (и проверить) сейчас, во втором – лишь по прошествии десятилетий.

В этом номере вниманию читателей предлагаются две статьи из мира образования. Статья «Проектная деятельность у школьников и студентов как инструмент формирования навыков для самообразования» написана коллективом молодых авторов (Новичков и др.), которые на момент написания статьи были студентами Экономического факультета МГУ. Материал изначально был подготовлен в качестве обоснования для запуска социально-значимого образовательного проекта по оптимизации карьерных траекторий для молодежи. Представленная в номере редакция статьи – это существенно переработанная авторами подборка литературы, миниобзор про то, что вообще люди делали и писали в направлении проектной деятельности школьников. Словосочетание «проектная деятельность школьников» была задана «сверху»: студентов уверили, что проектный подход – это действенный способ сделать школьника эффективным в решении любой практической задачи.

В противоположность, авторы статьи «Проектная деятельность и ее реализация в образовательных учреждениях: обзор на основе опыта применения в рамках мыследеятельностной педагогики» (Рязанов, Шаров) о проектной деятельности знают не понаслышке. Это действующие педагоги, которые имеют за плечами богатый опыт работы со школьниками и работают с детскими научно-технологическими проектными командами в настоящее время.

Эти две работы создают интересный прецедент научных публикаций в заведомо неоднозначной с точки зрения «научности» области педагогики. Хотелось бы в следующих номерах видеть развитие этой рубрики в виде работ от школьных преподавателей, работ самих школьников и студентов (которые пока не могут быть представлены как самостоятельные научные работы на уровне «взрослых» ученых в соответствующих профильных дисциплинах, но ценны как учебный опыт). Другими словами, эта рубрика задумана как «полигон», площадка, где можно обсуждать, показывать, задавать вопросы по любым темам, которые помогают учить. Помогают развивать интеллект и способствуют тому, что через 20–30–50 лет будут люди, которые также как мы – редакционная группа журнала «НБИКС-НТ» – будут готовы сделать журнал для умных людей. Не для отчетности, не для индексов, а чтобы интеллектуально-развитым людям было интересно его читать. Чтобы в мире становилось больше людей, которые умны и счастливы одновременно.

Заместитель главного редактора,
Андреюк Д.С.
кандидат биологических наук

Читать второй номер журнала НБИКС-Наука.Технологии

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.3 (12 votes)