Пленарное заседание «ПРОФ-IT.2017»: основные темы – цифровая экономика, импортозамещение, информационная безопасность

-->

Построение цифровой экономики в России, стратегия развития информационного общества, импортозамещение в сфере ИКТ, информационная безопасность стали основными темами пленарного заседания, состоявшегося в Ярославле во вторник 19 сентября в ходе пятого, юбилейного форума «ПРОФ-IT»

Основными докладчиками на мероприятии выступили первый заместитель председателя правительства Ярославской области Виктор Костин, помощник президента Российской Федерации Игорь Щёголев, врио директора департамента государственного управления Минэкономразвития Павел Малков, директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Владимир Авербах, заместитель генерального директора Российской государственной библиотеки Михаил Родионов, генеральный директор компании «Ашманов и партнёры» Игорь Ашманов, вице-президент ПАО «Ростелеком» Борис Глазков, представитель ФСБ России Григорий Маршалко, генеральный директор ООО «Алан» Александр Елин, генеральный директор IQS Рамиль Мухтасаров, представитель компании Positive Technologies Дмитрий Финогенов, министр информационных технологий и связи Челябинской области Александр Козлов. Модерировал заседание директор АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий» Илья Массух.

Руководитель Экспертного центра электронного государства Павел Хилов выступил с приветственным словом к участникам форума. По его словам, в этом году состав участников расширился, присутствуют представители руководства федеральных органов власти. Он выразил надежду, что программа форума окажется полезной для развития ИКТ в регионах.

Виктор Костин (Ярославская область) поприветствовал участников форума на Ярославской земле. В своём выступлении он сказал, что считает проведение мероприятия в Ярославле неслучайным, поскольку область уделяет вопросам информатизации большое внимание.

Помощник президента Игорь Щёголев сообщил участникам форума, что за прошедший год принято несколько документов стратегического планирования, важных для перехода на собственные технологические основы развития и формирования информационного общества, отвечающего интересам людей. При этом успех мероприятия во многом зависит от регионов, деятельность которых должна быть направлена на создание и развитие своих «IT-чемпионов». Для этого необходимо консолидировать усилия региональных властей, предпринимательского сообщества и образовательных организаций. В конце выступления Щёголев призвал исходить из принципов разумной достаточности применения технологий.

Игорь Щёголев поблагодарил Ярославль за то, что, несмотря на совпавшую по времени с «ПРОФ-IT» инаугурацию губернатора области, гостей форума «приняли и обогрели».

Регионам необходимо «обновить социальные лифты, чтобы молодые люди применяли свои знания на местах, а не только в Москве или за границей», сказал также помощник президента России.

Упомянув тему импортозамещения, Игорь Щёголев напомнил слова президента на состоявшейся в сентябре встрече с пермскими IT-предпринимателями («своих надо подтаскивать», сказал тогда Владимир Путин, имея ввиду программистов).

Павел Малков (Минэкономразвития) рассказал о правовом регулировании в цифровой экономике, где главные акценты будут расставлены на снятии правовых барьеров и стимулировании экономической деятельности российских IT-компаний.

По его словам, ключевым программы развития цифровой экономики в России является нормативное регулирование. Основное назначение посвящённого этому раздела программы развития цифровой экономики в России – формирование благоприятного правового режима.

В разделе по нормативному регулированию выделено шесть ключевых задач:

  • Создание постоянно действующего механизма управления изменениями и компетенциями в области регулирования;
  • Снятие ключевых правовых ограничений и формирование первоочередных правовых институтов;
  • Формирование комплексного законодательного регулирования отношений, связанных с развитием цифровой экономики;
  • Меры, направленные на стимулирование экономической деятельности, связанной с современными технологиями, с работой с данными;
  • Гармонизация подходов к нормативному правовому регулированию в сфере цифровой экономики на пространстве ЕАЭС;
  • Создание механизмов развития компетенций в области регулирования цифровой экономики.

Решение поставленных задач можно разделить на три этапа – краткосрочные меры (17–18 год), среднесрочные (19–20 год) и долгосрочные мероприятия (20–21 год).

Прогнозировать регуляторику на более отдаленную перспективу, по словам Малкова, пока сложно, «поскольку всё слишком динамично меняется».

Докладчик назвал два первоочередные задачи, это:

  • выявление ключевых действующих правовых ограничений, препятствующих развитию цифровой экономики;
  • формирование основных понятий и институтов (таких, как электронный дубликат документа или электронный архив).

Владимир Авербах (Минкомсвязь) рассказал о других основных направлениях развития цифровой экономики: кадрах, исследованиях, инфраструктуре и безопасности (см. презентацию). По его словам, в ближайшем будущем планируется расширить перечень этих направлений, дополнив их прикладными направлениями «государственное управление», «умный город» и «здравоохранение». Представитель Минкомсвязи также рассказал о структуре управления цифровой экономикой и о том, что необходимо сделать регионам.

Говоря об «умных городах», Авербах предложил регионам принять участие в развитии соответствующего раздела программы, входя в экспертные группы, а также через создаваемую АНО «Цифровая экономика».

Михаил Родионов (РГБ) рассказал о влиянии новых технологий на гуманитарные аспекты развития человека, привел примеры других стран. По его мнению, без гуманитарной составляющей невозможно полноценное развитие общества и в конечном итоге формирование необходимого для цифровой экономики экспертного сообщества.

Игорь Ашманов рассказал о различиях между новыми «прорывными» технологиями, а также о проблеме продвижения «бесполезных технологий» (примеры таковых: 3D-телевизоры, Segway, биометрия, виртуальная реальность; примерами «полезных» технологий являются большие данные и методы их анализа, искусственный интеллект), из-за чего компании и государства могут растрачивать свой потенциал впустую. Он предложил своё видение, как распознать «пустышки» — критерием «полезности» следует считать, важна ли технологии для обеспечения суверенитета страны.

Выступление Бориса Глазкова (Ростелеком) было посвящено тому, что не нужно ориентироваться на шумиху в СМИ по поводу технологий, или на иностранные исследования перспективных технологий, а необходимо использовать собственные инструменты выявления перспективных технологий (см. презентацию). Такой инструмент есть у компании «Ростелеком», который позволяет построить свою «кривую Gartner’а» и выявить по-настоящему полезные технологии. Глазков также рассказал об основных направлениях деятельности возглавляемой им рабочей группы «Информационная инфраструктура», созданной в рамках программы «Цифровая экономика».

Григорий Маршалко (ФСБ) в своём докладе дал оценку новых технологий не только с точки зрения их возможностей, но и с точки зрения потенциальных угроз. По его словам, появление новых информационных технологий всегда несёт не только новые возможности, но и сопровождается появлением новых угроз информационной безопасности, которые, если их игнорировать, могут свести на нет потенциальные выгоды от внедрения таких технологий. Выступающий говорил о технологиях блокчейн, Интернете вещей, биометрической идентификации, квантовой криптографии.

Так, среди угроз, связанных с блокчейн, он назвал частое несоответствие исходной модели функционирования решаемым задачам; слабо проработанная область с научной точки зрения; проблемы обеспечения конфиденциальности; проблемы идентификации, аутентификации и авторизации данных и пользователя, регистрации данных из «физической» среды; проблемы обеспечения стабильности систем, способов управления, противодействия атакам.

Небезопасны также, сообщил докладчик, технологии биометрической идентификации: возможны подделка биометрического образа, компрометация баз данных и пр.

Проблемы, связанные с развитием Интернета вещей, по словам представителя ФСБ, таковы: многочисленные атаки с использованием устройств Интернета вещей; новая модель нарушителя; непригодность существующих методов защиты; проблемы хранения ключей, идентификации и аутентификации, обновления ПО и пр.

Что касается квантовых криптографических систем, то они, по словам Маршалко, в настоящее время «крайне уязвимы в силу несовершенства элементной базы». В июле 2017 года ФСБ выпустила документ «Временные требования к квантовым криптографическим системам выработки и распределения ключей для средств криптографической защиты информации, не содержащей государственную тайну».

Александр Елин перевёл дискуссию в позитивную практическую плоскость, выступив с темой «Цифровые витамины для овощей». Он рассказал об успешном опыте своей компании применения современных технологий в сфере сельского хозяйства (большие данные для тепличных хозяйств). По его словам, потоки данных могут быть полезны сельскохозяйственным культурам не меньше, чем удобрения. Он также сказал, что его компания всерьёз задумалась о переходе на отечественный софт и надеется услышать, как этот путь прошли в других регионах.

Гендиректор IQS Рамиль Мухтасаров рассказал о роли обратной связи между государством и обществом и способах эффективной автоматизации этих процессов.

Дмитрий Финогенов (Positive Technologies) остановился на том, что при создании государственных информационных систем уже на этапе проектирования нужно думать об информационной безопасности, потому что «латание дыр» потом стоит очень дорого.

Он сказал, что при широком внедрении новых технологий, особенно в государственном управлении и критических отраслях промышленности, необходимо учитывать уже существующую зависимость России от зарубежных ИКТ.

Представитель Челябинской области Александр Козлов рассказал о том, как системно организовать процесс импортозамещения в области и чего Челябинская область в этом достигла за год (см. презентацию). По его словам, следует учитывать: на первоначальном этапе импортозамещение требует значительных средств.

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Экспертный центр электронного государства