Как бактерии избегают гибели в результате иммунной реакции

Описан молекулярный уровень защиты патогенных бактерий от иммунной реакции человека. Описан молекулярный уровень защиты патогенных бактерий от иммунной реакции человека.

Профессор Ник Ле Брун (Nick Le Brun) из Университета Восточной Англии (UEA) и его коллеги по англо-французской исследовательской группе определили структуру NsrR, бактериального белка, который связывается с ДНК и играет ключевую роль в устойчивости бактерий к оксиду азота (NO), который производится на начальном этапе иммунного ответа на инфекцию. Свои результаты ученые изложили в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Чтобы противостоять воздействию NO, — токсичного для многих живых организмов, — многие бактерии разработали способы его обнаружения и клеточного ответа. Наиболее распространенный специализированный NO-сенсор в бактериях — регуляторный белок NsrR. Регуляторные белки связываются с ДНК и при этом контролируют включение или выключение определенных генов.

NsrR содержит специализированный тип кофактора — дополнительный компонент белка, необходимый для его активности, — известный как железосерный кластер. Эти последние отличаются хрупкостью и реактивностью, что затрудняет их работу, однако работа, проведенная недавно в UEA, дала важную новую информацию о том, как NsrR функционирует как датчик NO.

Группа определила структуры белка в двух основных формах, — без кластеров и с кластерами, — и ключевые различия демонстрируют, как NsrR реагирует на NO, в частности, как NsrR переключается между связывающими ДНК и несвязывающими формами, что позволяет регулировать включение и выключение производства ферментов, которые борются с NO.

«NsrR принадлежит к важному, но плохо изученному семейству регуляторов, члены которого задействованы в широком спектре основных клеточных функций у бактерий. — сказал профессор Ле Брун. — В отношении многих из этих регуляторов было показано, или, в некоторых случаях, предсказано, что они содержат железосерный кластер, но наша работа показывает общий механизм, с помощью которого эти регуляторы реагируют на различные сигналы. Кроме того, структура показывает, что кластер скоординирован с белком таким образом, который ранее не наблюдался биологами. Процесс того, как патогенные организмы выдерживают иммунную реакцию человека, весьма сложен, и с каждом шагом к лучшему его пониманию повышается вероятность разработки способа остановить этот процесс».

** бактериальные инфекции иммунная реакция оксид азота