Бактерии-сенсоры помогут найти мины в земле

Mico Samardzija / Flickr.com

Ученые из Еврейского университета в Иерусалиме успешно опробовали новый метод дистанционного поиска зарытых в землю мин. Исследователи создали бактерию, которая в присутствии тринитротолуола (взрывчатого вещества, содержащегося во многих минах) испускает флуоресцентное свечение. Оно, всвою очередь, улавливается дистанционно с помощью управляемой оптоэлектронной системы. Статья опубликованав Nature Biothechnology.

Поиск зарытых в землю мин до сих пор остается очень рискованным занятием. За последние десятилетия методы их обнаружения изменились мало — как правило, поиск ведется с помощью миноискателей. В последнее время начали появляться сообщения о разработке аппаратов для дистанционного поиска взрывных устройств. Однако они не всегда могут «заметить» мины в пластиковом, а не металлическом корпусе. Авторы нового исследования предложили искать мины с помощью бактерий-сенсоров, распознающих взрывчатые вещества.

Ученые использовали культуру кишечной палочки E.coli, в которую поместили специально модифицированную ДНК. При попадании в бактериальную клетку следовых количеств летучего тринитротолуола или продуктов его распада, в ней начинал синтезироваться белок, испускающий флуоресцентное свечение. Также исследователи разработали оптоэлектронную систему, которая фиксирует свечение бактерий и считывает его интенсивность.

Для тестирования эффективности метода ученые провели испытания в полевых условиях. На небольшом поле размерами 3,8×1,1 метра они закопали пластиковые контейнеры, в которые насыпали чистые песок или землю (контрольные образцы), землю или песок, смешанные со взрывчатым веществом, или положили противопехотные мины с удаленными взрывателем. После этого исследователи поместили бактерии-сенсоры в бусины миллиметрового диаметра, сделанные из вязкого полисахарида, который пропускал следовые количества летучих взрывчатых веществ, и рассыпали бусины на «минном поле». Подготовленное поле ученые отсканировали с расстояния 20 метров.

Авторам работы удалось определить, где находились контейнеры, в которых содержались взрывчатые вещества. Как и ожидали исследователи, местоположение «чистых» контейнеров они отследить не смогли. Также они не уловили сигнала от мин, закопанных в садовую землю за пять дней до начала эксперимента (остальные образцы поместили на поле за 3–5 месяцев до начала эксперимента). Ученые считают, что неудача поиска «свежих мин» вызвана большей плотностью земли, которая адсорбирует бóльшие количества взрывчатых веществ, чем песок, либо взрывчатку не удалось обнаружить из-за того, что образцы были закопаны недавно и тринитротолуол не успел просочиться на поверхность.

В будущем израильские специалисты планируют провести более масштабные испытания, в которых планируется испытать различные мины в разных типах почвы. При этом ученые намерены закапывать мины в разное время и на разную глубину.

Ранее израильтяне представили дрона-сапера, предназначенного для обнаружения взрывчатых веществ и самодельных взрывных устройств. По сообщению разработчиков, встроенный в беспилотник детектор способен распознавать опасные вещества, находящиеся как в твердой, так и в жидкой, и газообразной формах.

Автор: Екатерина Русакова