Ученые заставили здоровых людей ощущать несуществующую конечность

Американские нейрофизиологи разработали остроумную методику, которая вводит мозг человека в заблуждение и заставляет его «управлять» несуществующей конечностью, что поможет раскрыть причины того, почему люди испытывают фантомные боли после ампутации рук или ног, говорится в статье, опубликованной в Journal of Cognitive Neuroscience.

«Большинство участников эксперимента, меньше чем за минуту после его начала, начинали "ощущать» касания кисточки. Ранее считалось, что мозг не способен считать неодушевленные предметы своей конечностью, и поэтому мы были крайне удивлены, что мозг наших подопечных посчитал невидимую «руку» частью тела", — заявил Арвид Гутерстам (Arvid Guterstam) из Каролинского института в Стокгольме (Швеция).

Гутерстам и его коллеги «вырастили» невидимую конечность у 240 добровольцев, используя простейшие психологические трюки и не прибегая к имплантации электродов или психоактивным препаратам. Их методика заключалась в следующем. Доброволец садился за стол с экспериментатором, и прятал правую руку за непрозрачной ширмой. В этот момент второй исследователь начинал водить кисточкой по скрытой руке, а его движения повторял первый ученый, «гладивший» пустое пространство.

Когда человек начинал ощущать «третью» руку, ученые приступали к следующей фазе опыта. Иногда биологи просили добровольца закрыть глаза и указать на правую руку, а в других случаях резко доставали нож и пытались «пырнуть» невидимую руку. В это время они следили за активностью мозга при помощи функциональной томографии, отмечая изменения в работе центров движения и страха.

К удивлению ученых, мозг действительно считал несуществующую руку «своей» — центры страха резко активировались, когда добровольцы видели нож, приближающийся к фантомной конечности. Кроме того, участники с закрытыми глазами часто показывали не на реальную правую руку, а на ее «копию». Как полагают исследователи, подобные эксперименты помогут понять, почему возникают фантомные боли и как с ними бороться.