Математические способности у детей зависят от структуры мозга

Математические таланты ребёнка можно предсказать по размеру гиппокампа: чем больше у дитяти гиппокамп и чем сильнее он связан с другими областями мозга, тем легче ему будут даваться числа.

Способность к математике у ребёнка можно определить по размеру гиппокампа — так считают исследователи из Стэнфорда (США), опубликовавшие статью на эту неожиданную тему в журнале PNAS.

Бóльшая часть современных нейробиологических штудий, посвящённых математическим способностям, проводится при участии взрослых. И при этом наука почти ничего не знает о том, как с математикой справляется детский мозг. Чтобы закрыть этот пробел, исследователи из группы Вино Менона попробовали сопоставить данные фМРТ-сканирования мозга 8– и 9-летних детей с их результатами в математических тестах и тесте IQ.

Затем в течение восьми недель малыши посещали занятия по математике, где их среди прочего учили быстро считать и решать арифметические задачи. Кроме того, во время этого курса особое внимание уделялось способности маленьких испытуемых быстро принимать решения. После «тренировок» дети снова проходили тесты и фМРТ-сканирование.

4_0.jpg Рис. 1. Оказывается, математические способности ребёнка можно определить с помощью МРТ-сканирования. (Фото Anna Peisl).

Как и ожидалось, они стали лучше решать математические задачи. Но успешнее всех с ними справлялись те, у кого гиппокамп был больше, а также дети, имевшие больше связей между гиппокампом и другими зонами мозга.

Гиппокамп, как вы помните, играет ведущую роль в организации памяти, поэтому можно было бы ожидать его участия в процессах, касающихся математики. Однако у взрослых, по словам учёных, гиппокамп почти не связан с этой наукой.

То есть в разном возрасте за одну и ту же когнитивную функцию могут отвечать разные области мозга.

Сведения о нейрофизиологических особенностях детей очень пригодились бы учителям и педагогам. Разумеется, не в смысле дискриминации, не для того, чтобы перестать учить тех, кому «бог разума не дал», а для дифференцированного подхода в обучении: чтобы знать, на кого тратить больше усилий, дабы он не отстал.

А напоследок стоит напомнить, что разница в строении мозга вовсе не означает плохую или хорошую наследственность. Как мы недавно писали, размер той или иной области мозга у животных может быть разным при одинаковом генетическом наборе.

1. Стэнфордская медицинская школа