«Белый графен» защищает от ржавчины даже при высоких температурах

-->

Учёные из Университета Райса обнаружили, что слой шестигранного нитрида бора (h-BN) толщиной всего в несколько атомов, защищает покрытое им вещество от окисления даже при высоких температурах.

habrahabr-white-graphene.jpg

Один или несколько слоёв материала, называемого «белым графеном», защищают никель от ржавчины даже при температурах до 1100 градусов Цельсия и могут быть произведены с формой и размерами пригодными для промышленного применения.

Паликель Аджаян (Pulickel Ajayan) и Джун Лу (Jun Lou) опубликовали в журнале Nature Communications своё исследование, посвящённое веществу, сохраняющему стабильность при температуре до 1 500 градусов, и не вступающее при этом в реакцию с большинством химических веществ.

Защита от окисления уже большое достижение, и при этом по размеру готового продукта у лаборатории Райса в данный момент нет конкурентов. Исследователи видят потенциал для плёнок h-BN большой площади, получаемых методом масштабируемого парофазного осаждения.

«Мы думаем, что это исследование открывает новые возможности для двухмерных материалов" — сказал Лу, адъюнкт-профессор общего машиностроения и материаловедения. «Все говорят о том, как применять такие материалы в электронных или фотонных устройствах. Но если нашу задумку получится реализовать в больших масштабах, то откроются новые области применения».

Он также сказал, что „белый графен“ может применяться для защиты турбин, реактивных двигателей, геологоразведовательном оборудовании или под водой, либо в других суровых средах, где минимальный размер и вес являлся бы существенным преимуществом, хотя износ и истирание может стать проблемой и требовать выбора оптимальной толщины защитного слоя в зависимости от конкретного применения.

Также Лу сказал, что практически полная невидимость делает его пригодным для использования в солнечных батареях.

„На самом деле оно может стать очень полезным материалом для покрытия“, сказал он.

Учёные произвели небольшие плёнки „белого графена“ с помощью химического осаждения из газовой среды, которое можно увеличить до промышленных масштабов. Сначала тонкий слой материала был выращен на никелевой фольге – оказалось, он выдерживает высокие температуры в богатой кислородом среде. Также ученые вырастили h-BN на графене и обнаружили, что листы h-BN легко переносятся на медь и сталь с похожими результатами.

«Удивительно, насколько тонки эти слои, и какие сверхвысокие температуры они выдерживают. Это неинвазивное покрытие толщиной всего в несколько нанометров. Они почти не занимают места», — сказал Аджаян.

habrahabr.ru