Брокколи ингибирует рост бактерий

Брюссельская капуста и капуста брокколи содержат соединения, ингибирующие рост и развитие болезнетворных микроорганизмов.

Химики из Израиля отмечают, что такие изоцианаты, как сульфорафан и эруцин, накапливающиеся в таких овощах, как брокколи, брюссельская и цветная капуста ингибируют рост болезнетворной бактерии Pseudomonas aeruginosa.

Бактериальное чувство кворума [acterial quorum sensing (QS)] представляет собой метод общения бактерий. Микроорганизмы переговариваются, выделяя в окружающую среду специальные сигнальные молекулы, распознавая которые, каждая отдельная клетка может почувствовать, где находятся остальные члены колонии.

За счет бактериального чувства кворума бактерии могут координировать поведение за счет экспрессии генов и адаптироваться к изменению условий окружающей среды. В то время как такие микроорганизмы как метициллин-резистентный золотистый стафилококк и Pseudomonas aeruginosa вырабатывают резистентность к действию антибиотиков, необходима разработка альтернативных стратегий ингибирования роста бактерий, и было высказано предположение, что

ингибирование бактериального чувства кворума может стать новый стратегией, позволяющей мешать размножению и распространению бактерий.

Исследователи, работавшие под руководством Микаэля Мейжлера (Michael Meijler) из Университета Бен-Гуриона обнаружили, что изотиоцианаты из брокколи ингибируют чувство кворума. Исследователь поясняет, что

такое ингибирование может подавать сигнал бактериям о том, что условия для роста и развития колонии не оптимальны.

Он добавляет, что в общем случае о пользе потребления в пищу овощей известно давно, однако над вопросом – как эта польза обеспечивается на молекулярном уровне, еще много и долго предстоит работать, и вообще этот вопрос представляет достаточно благодатную тему для исследований.

1349498107274a0.gif Рис. 1. Рисунок из Med. Chem. Commun., 2012, DOI: 10.1039/c2md20196h.

Результаты работы исследователей из группы Мейжлера поддерживают ранее проведенные исследования группы Микаэля Гивскова (Michael Givskov) из Университета Копенгагена. Датские исследователи сделали ряд открытий в области бактериального кворума, обнаружив при этом, что похожие по строению изотиоцианаты (из редьки) также ингибируют чувство кворума в Pseudomonas aeruginosa.

Пол Уильямс (Paul Williams), профессор молекулярной микробиологии из Университета Ноттингема отмечает, что

работа Мейджлера В основных моментах подтверждает результаты, полученные в лаборатории Гивскова, и обе группы в настоящий момент пытаются объединить свои результаты исследования в единую систему.

Очевидно, что является причиной возрастания интереса к потенциальным терапевтическим агентам, которые влияют на вирулентность патогена, а не убивают его. В связи с этим работы, посвященные поиску способов блокировки бактериального чувства кворума, кажутся весьма актуальными. Еще одним потенциальным блокировщиком кворума является непредельный дисульфид аджоен (ajoene), выделенный из чеснока.

1. chemport.ru