Впервые обнаружено: аденовирусы могут переходить от животного к человеку

Учёные полагают, что красные прыгуны не могут быть первичными хозяевами вируса, так как у животных смертность = 83%!

Медики обнаружили, что аденовирусы тоже могут путешествовать от животного к человеку и далее к другим людям. Один такой неизвестный науке патоген, вызывающий симптомы респираторного заболевания, был обнаружен в 2009 году. Что тогда произошло, специалисты разобрались только сейчас.

В мае 2009 года колонию красных прыгунов (Callicebus cupreus), содержащихся в Калифорнийском исследовательском центре приматов (California National Primate Research Center), охватила эпидемия неизвестного заболевания. Всего в центре содержалось 65 обезьянок, 23 заболели, позже 19 из них умерли или были усыплены.

Учёные исследовали образцы тканей, взятых у мёртвых животных, и обнаружили, что прыгунов поразил неизвестный ранее вирус. Генетические проверки показали, что перед биологами аденовирус, но его ДНК отличается от собратьев (ближайший родственник оказался похож лишь на 56%). Назвали новичка TMAdV, что расшифровывается как titi-monkey adenovirus (аденовирус красного прыгуна).

Когда же учёные попытались культивировать патоген, выяснилось, что он гораздо лучше себя чувствует в человеческих линиях клеток, нежели в обезьяньих. Исследователи опросили работников Центра.

Оказалось, что одна из сотрудниц, наиболее часто контактировавшая с прыгунами, тоже подхватила это заболевание. Чуть позже учёные обнаружили, что она также передала вирус двоим своим домочадцам, которые обезьян и в глаза не видели.

У всех людей на протяжении четырёх недель были симптомы респираторного заболевания: лихорадка, озноб, сухой кашель и чувство жжения в лёгких. Но вылечились они без специального медицинского вмешательства.

Ранее считалось, что аденовирус не может перебраться из человека в животное и обратно. Теперь же этот факт нужно будет пересмотреть, заявляют учёные в статье, вышедшей в открытом доступе в журнале PLoS Pathogens.

Скорее всего, вирус был передан от человека к обезьянам, которые затем передали его обратно человеку, сотруднице Центра.

Чтобы прояснить историю происхождения вируса, исследователи решили собрать образцы крови всех работников и обезьян Центра, а также нескольких десятков здоровых жителей США, Бразилии и Африки. (В крови людей и животных в течение долгого времени после болезни остаются специфические антитела, по которым можно определить, что существо перенесло ту или иную болезнь.)

Среди 81 человеческого образца были обнаружены 2, содержащие антитела к TMAdV, также антитела были найдены в крови одной из макак-резус Калифорнийского центра.

Исследователи заключили, что вирус, вероятно, давно циркулирует среди людей, не вызывая каких-то особых всплесков заболеваемости и смертности. Учёные также считают, что человечеству вряд ли стоит опасаться пандемии TMAdV, как в случае с патогенами, переданными человеку от животных и птиц в прошлые годы.

Результаты исследований опубликованы в статье:

Eunice C. Chen, Shigeo Yagi, Kristi R. Kelly, Sally P. Mendoza, Nicole Maninger, Ann Rosenthal, Abigail Spinner, Karen L. Bales, David P. Schnurr, Nicholas W. Lerche, Charles Y. Chiu Cross-Species Transmission of a Novel Adenovirus Associated with a Fulminant Pneumonia Outbreak in a New World Monkey Colony. – PLoS Pathog 7(7): e1002155. doi:10.1371/journal.ppat.1002155.

1. membrana.ru