Укладом по науке

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

В ближайшее время Совет безопасности продолжит обсуждение значимого для страны документа – «Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Де-юре этот текст – базис для стратегического планирования всей сферы R&D в России, на его основе правительством формируется план мероприятий и готовится ежегодный доклад президенту об их реализации.

Де-факто Основы – необязательная прокламация. Дело в том, что задачи, сформированные в предыдущих «Основах.. до 2010 года и на дальнейшую перспективу», по большей части так и остались невыполненными. Тем не менее последняя редакция проекта Основ, вынесенная на Совбез, имеется у нас в распоряжении. Отчего бы не процитировать важнейшие места этого документа, вдруг на этот раз его примут всерьёз?

Общие положения

«Основы определяют стратегическую цель, главные задачи госполитики в области развития в России науки и технологий и основные направления деятельности государства по их поэтапному решению».

«Основы реализуются в обеспечение национальных интересов РФ, определённых Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 года … Реализация Основ координируется с реализацией Концепции (стратегии) долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Если со стратегией национальной безопасности у нас всё более-менее нормально, то со стратегией\концепцией социально-экономического развития всё сложнее. Принятый было вариант Концепции потерял актуальность в связи с кризисом, а новый сейчас разрабатывает целый клубок экспертных групп, в том числе по инновациям.

Параллельно Минэкономразвития России вместе с прочими ведомствами уже подготовило свою стратегию инновационного развития, а Минобрнауки России рассчитало необходимое финансирование (да, львиную долю получит Курчатник). В общем, здесь наблюдается некоторый стратегический бардак.

«Положения Основ служат ориентирами для государственно-частного партнёрства в сфере наукоёмкого предпринимательства».

«Положения Основ конкретизируются в посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ…»

Стратегическая цель и главные задачи

Цель перед нами ставится двоякая. Первую её часть вы легко угадаете:

«Выход РФ к 2020 году на мировой уровень исследований и разработок на направлениях, определённых национальными научно-технологическими приоритетами».

А вот вторая способна удивить: «Освоение в реальном секторе российской экономики шестого технологического уклада». Уклады (вики) – доморощенная концепция, порождённая умами масштаба бывшего секретаря Совбеза Андрея Кокошина. Считается, что основной вклад в развитие понятия технологических укладов внёс Сергей Глазьев, творчески переработавший идею волн Кондратьева. Особенно полюбилась укладистость нашим оборонным деятелям, патриотам «Булавы» и ГЛОНАСС. Например, директор института авиационных материалов, академик Евгений Каблов сообщает:

«Доля технологий пятого уклада у нас пока составляет примерно 10 процентов, да и то только в наиболее развитых отраслях: в военно-промышленном комплексе и в авиакосмической промышленности. Более 50 процентов технологий относятся к четвёртому уровню, а почти треть – и вовсе к третьему». Поэтому надо скакнуть через пятый сразу к шестому.

Вернёмся к приоритетам. Основы постулируют три их типа: «направления фундаментальных исследований» («определяются при координирующей роли РАН»), «приоритетные направления развития науки, техники и технологий в РФ» («в порядке, установленном президентом РФ», в последний раз вот так) и «приоритетные направления регионального развития науки, технологий и техники».

Главные задачи, решаемые для достижения стратегической цели, следующие:

  • «Укрепление роли государства в развитии отечественной фундаментальной и прикладной науки, технологий, необходимых для обеспечения национальной обороны, государственной и общественной безопасности, в системах жизнеобеспечения и других сферах ответственности государства».
  • «Совершенствование государственно-частного партнёрства в развитии прикладной науки и технологий в интересах реального сектора экономики».
  • «Активация инновационных процессов в национальной экономике и социальной сфере».

Казалось бы, куда уж дальше продвигать государство в науке и технологиях, да и зачем? Почему не постулировать необходимость развития просто частной науки и разработок? Ведь именно этого нам и не хватает больше всего.

Дальше в Основах идёт раздел про факторы, способствующие и препятствующие достижению великой стратегической цели.

На первом месте из благоприятных факторов «система стратегического планирования в Российской Федерации». Из мешающих факторов ему соответствует «бессистемность государственных потребностей в результатах научной и научно-технической деятельности». Наблюдается лёгкая шизофрения.

Ещё из негативных факторов:

«Низкая результативность координации исследований и разработок»;

«Чрезмерная децентрализация системы государственного управления развитием науки и технологий»;

«Низкий уровень публичности результатов научной, технической и инновационной деятельности, а также конкуренции в научной среде»;

«Проявления коррупции в сфере научной … деятельности, разрастание масштабов псевдо- и лженауки, наличие малорезультативных и неконкурентоспособных научных коллективов».

Всё-таки главное сказали. Однако про фактор недофинансирования науки нет ни слова.

Зато среди благоприятствующих факторов обнаружилась наша диаспора:

«Международная социальная мобильность российских учёных высшей квалификации, международные научные и научно-производственные кооперации с участием российских юридических лиц».

Первая задача

Три задачи, определённые в Основах, раскрываются в специальных разделах. Самый объёмный посвящён укреплению роли государства, ведь это «необходимое условие сохранения и приумножения отечественного научного и научно-технического потенциала перед лицом новых вызовов и угроз XXI века».

Иными словами, факт перекоса в сторону государства, фиксируемый всеми квалифицированными международными наблюдателями и в общем-то признаваемый за проблему в Минобрнауки России, таинственных авторов Основ не беспокоит. Наоборот, вдохновляет и обнадёживает.

Решение задачи укрепления выражается в первую очередь в «устойчивом наращивании бюджетных ассигнований на исследования и разработки».

В части контроля и распределения этих ассигнований в Основах вновь наблюдается двойственность.

С одной стороны, предполагается «централизация функций в системе государственного управления по выработке и реализации единой госполитики … в сфере фундаментальной, прикладной науки и технологий, в первую очередь в интересах обороны и безопасности государства», то есть полный back in the USSR.

С другой – идёт речь о «формировании на правовой основе независимого экспертного научного сообщества для участия в определении национальных научно-технологических приоритетов и конкурсном отборе научных проектов, финансируемых из средств консолидированного бюджета».

Кроме того, в тексте упомянуты:

  • «усиление организующей роли бюджетных фондов фундаментальных исследований»;
  • «создание национальных исследовательских центров по приоритетным направлениям» (пока создан только НИЦ на базе Курчатовского института);
  • «развитие сети федеральных и национальных исследовательских университетов»;
  • «разработка и реализация госпрограммы фундаментальных и поисковых научных исследований в области обеспечения обороны», а также разработка прикладных оборонных программ и ещё целый ряд направлений;
  • «развитие федеральной контрактной системы в части НИОКР путём систематизации государственных нужд в исследованиях и разработках…», а также «законодательное закрепление статуса «научная организация», аккредитация в рамках ФКС юрлиц, осуществляющих научные исследования и разработки, для участия в выполнении государственных заданий и заказов»;
  • «создание национальной системы оценки результативности и эффективности деятельности государственных научных организаций, гармонизированной с международными стандартами в этой сфере». Здесь какое-то недопонимание – международных стандартов оценки результативности не существует;
  • «введение специальных таможенных режимов» для оборудования и материалов, использующихся исключительно в R&D;
  • «обеспечение перспективных молодых учёных государственных научных организаций служебным жильём и материальными пособиями».

Наконец, несколько направлений реализации задачи имеют прямое отношение к ВАК, но при всей своей революционности прописаны довольно туманно:

  • «обеспечение полноты, оперативности и достоверности научно-технической информации … развитие унифицированной системы кодификации научных знаний и технологий с полным учётом и освещением информации о результатах …, полученных с использованием бюджетных средств, включая результаты диссертационных исследований»;
  • «обеспечение соответствия тематики принимаемых к защите диссертационных работ национальным научно-технологическим приоритетам».

Вторая задача

«Государственно-частное партнёрство в области развития науки и технологий … является необходимым условием наращивания внутренних затрат на исследования и разработки за счёт внебюджетных источников». Смелое и немного пугающее утверждение. Иными словами, даже не пытайтесь что-то себе нарастить без государства.

Направления реализации задачи предполагаются соответствующие:

  • «законодательное оформление национальной инновационной системы, её территориальных и отраслевых составляющих, функционирующих при головной роли и с участием государственных органов и организаций»;
  • «организация и господдержка на конкурсной основе «технологических платформ» … ориентация их на развитие и использование критических технологий РФ».

Кроме того, планируется развитие венчурного финансирования, расширение и облегчение доступности сети ОЭЗ, технопарков, центров трансфера технологий, развитие центров коллективного пользования, подготовка специалистов согласно потребностям бизнеса, освещение в СМИ «хода реализации национальных научно-технологических приоритетов» и т.д.

Третья задача

«Активация инновационных процессов в национальной экономике и социальной сфере предполагает увеличение внутреннего потребительского спроса на нововведения».

Здесь стоит отметить следующее:

  • «разработка и реализация государственных программ РФ в высокотехнологичных отраслях … расширение участия отечественных производителей … в выполнении государственных и муниципальных заказов»;
  • «формирование мерами антимонопольного, тарифного, технического и других видов регулирования мотивации крупных компаний с госучастием к разработке и реализации под госконтролем программ инновационного развития…»;
  • «обобщение опыта создания и функционирования … “Сколково” … с целью использования данного опыта в других районах…»;
  • «разработка и реализация комплекса мер по противодействию коррупции в сфере науки и технологий, проявлениям в РФ псевдо- и лженауки».

    «Усиление пропаганды научных знаний, научно-технической и инновационной деятельности в средствах массовой информации с отнесением финансового обеспечения такой пропаганды к расходным обязательствам РФ». А я-то, неблагодарный, всё ищу в Основах какие-то недостатки!

Этапы реализации Основ

Этапов два: 2011–2015 и 2015–2020 годы.

На первом «основные усилия сосредотачиваются на укреплении роли государства… активизации государством инновационных процессов в национальной экономике и социальной сфере». Доля внутренних затрат на R&D в ВВП достигает 1,5 процента (в 2009 году – 1,24 процента).

На втором этапе «при кардинальном повышении восприимчивости к инновациям российского бизнеса и притока капиталов в высокотехнологичные отрасли российской экономики приоритет отдаётся направлениям деятельности по решению задачи совершенствования государственно-частного партнёрства в развитии прикладной науки и технологий в интересах реального сектора». «За счёт интенсивного роста внебюджетных ассигнований» доля затрат на R&D в ВВП возрастает до 2–2,5 процента.

Больше того, «в условиях интенсивного роста в России высокотехнологичного бизнеса … развитие науки и технологий после 2015 года будет осуществляться с постепенным уменьшением прямого участия госорганов и организации, сокращением доли бюджетных затрат и передачей ряда функций по развитию гражданской науки и технологий предпринимательским структурам».

В Минобрнауки России отказались комментировать проект Основ и подтверждать его авторство, сославшись на закрытый характер обсуждения. Мы со своей стороны считаем, что документы такого уровня должны обсуждаться максимально открыто. В конце концов, сам проект Основ содержит следующий пункт:

«Выработка совместно с предпринимательскими и общественными организациями стратегических инновационных инициатив, сценариев и прогнозов инновационного социально-экономического развития и организация их публичного обсуждения в средствах массовой информации». Так что приглашаем к обсуждению.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4 (2 votes)
Источник(и):

S&T RF