Учёные предложили лечить диабет без инсулина

Американские учёные исследовали физиологическую роль белка FGF19 (англ. Fibroblast growth factor 19). Это вещество относится к семейству факторов роста фибробластов, но, как выяснилось, оказывает существенное влияние на углеводный обмен. Исследователи продемонстрировали, что у мышей, больных диабетом и получающих мышиный аналог этого белка, снижается уровень глюкозы в крови за счёт активации запасания гликогена, её полимера, в печени. Работа опубликована в сегодняшнем номере Science, а коротко описана на сайте Медицинского центра университета Техаса.

Работа дополняет устоявшиеся представления о метаболизме глюкозы. Инсулинозависимый путь усвоения глюкозы упрощённо выглядит так: человек принял пищу – глюкоза поступила в кровь – поднялся уровень инсулина – глюкоза перешла из крови в клетки печени, мышц и других тканей. У больных диабетом первого типа эта цепочка нарушена, и им приходится дополнительно вводить инсулин. Исследователи показали, что для стимуляции накопления глюкозы в клетках печени может использоваться не только инсулин, но и FGF19. Исследователи отмечают, что FGF19, в отличие от инсулина, не способствует запасанию избыточной глюкозы в виде жира. Конечно, до начала применения FGF19 в лечении людей – вместе с инсулином или даже отдельно от него – нужно будет провести ещё много исследований, но эффективность такого подхода уже продемонстрирована на животных.

1. Наука и технологии РФ