Российские учёные изучили стрессовые белки микоплазмы

А так выглядит белок молока.

Специалисты Казанского института биохимии и биофизики Казанского научного центра РАН идентифицировали белки, ответственные за широкую распространённость и патогенность микоплазмы (Acholeplasma laidlawii). Полученные данные позволят выяснить, на какие белки нужно воздействовать, чтобы контролировать инфекции, вызываемые A. laidlawii.

Работа учёных проводилась в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы, при поддержке РФФИ. Кроме того, на исследование потратили грант Президента России для ведущих научных школ.

Микоплазма – вездесущая патогенная бактерия. Её обнаруживают в почвах, сточных водах и тканях больных животных. Она заражает клеточные культуры и вызывает болезни растений. Широкая распространённость A. laidlawii в природе предполагает, что микоплазма хорошо переносит неблагоприятные условия.

Учёные из Казани исследовали белки микоплазмы, выращенной в оптимальных и стрессовых условиях: при низкой температуре 8 градусов Цельсия, голодании, а также замене основного источника энергии, глюкозы, на непривычный сахар – трегалозу. Белки, которые синтезировали микоплазмы в разных условиях, разделяли и идентифицировали с помощью масс-спектрометрии. В результате исследователи обнаружили 120 белков, количество которых, а также состав разных белковых форм изменялись при стрессах. Из них 111 участвует в синтезе ДНК, РНК и белков, восстановлении повреждений ДНК, защитных механизмах, обмене веществ и энергии в клетках. Функции девяти белков пока не определены. Сорок семь белков отвечает за вирулентность A. laidlawii. При низкой температуре и недостатке питательных веществ количество этих белков существенно снижается.

Среди обнаруженных белков оказалось несколько десятков универсальных, которые реагируют практически на все виды стресса. Некоторые из них отвечают за адаптацию не только микоплазмы, но и других видов бактерий.

Все стресс-реактивные белки, обнаруженные исследователями, представляют собой потенциальные мишени, воздействуя на которые можно контролировать инфекции, вызываемые A. laidlawii, а возможно, и другими бактериями.

Источник информации:

В. М. Чернов, О. А. Чернова, Е. С. Медведева, М. Н. Давыдова Адаптация микоплазм к условиям среды: особенности реорганизации протеома у Acholeplasma laidlawii pg8 при длительном воздействии стрессоров. – Доклады Академии наук. – 2011. – том 438. – № 4.

1. strf.ru