Работодатели «затачивают» образование

Образовательная концепция «Роснано» одобрена в августе 2009 года. Начиная с ноября прошлого года, госкорпорация уже объявила результаты трёх циклов конкурсов «по разработке и апробации программ опережающей подготовки и переподготовки и учебно-методических комплексов, ориентированных на проектные компании». На данный момент состоялось 20 конкурсов. По словам заместителя генерального директора «Роснано» Андрея Свинаренко, многие организации-победители уже приступили к подготовке кадров.

Собственно интервью с Андреем Свинаренко.

Многие представители вузов, где есть нанотехнологические специальности или направления, на вопрос о месте работы выпускников отвечают обычно – «в “Роснано”». Корпорация рассматривается ими как очень крупный работодатель. Это действительно так?

  • Во-первых, нужно сказать следующее: нанотехнологии и «Роснано» – это не одно и то же. Нанотехнологии применяются во всех отраслях. Это не отраслевая, а сквозная технология. Она есть в машиностроении, металлургии, химии, в электронике – где угодно. Соответственно, специалисты, владеющие современными технологиями, могут находить применение фактически на любых предприятиях и в любых компаниях, которые действительно занимаются инновациями, где меняют технологии, переходя на новые материалы, связующие, покрытия и т.д. И в этой связи рынок достаточно широкий для потенциального использования тех знаний и навыков, которые ребята получают по соответствующим специальностям. Правда, здесь есть одна особенность, которая присуща российскому профессиональному образованию, суть которой состоит в следующем: образовательные программы зачастую отстают от современных технологий, применяемых на производстве. И поэтому те программы, которые делает «Роснано» (я подчёркиваю, корпорация разрабатывает главным образом программы повышения квалификации, а не программы подготовки бакалавров и специалистов), сформулированы на основе требований к компетенциям, навыкам и знаниям специалистов, применительно к конкретным рабочим процессам тех компаний, которые мы поддерживаем.

Специалисты, которые получают первое образование, учатся по учебному плану, сформированному университетом. И далеко не всегда они готовы с первого же дня точно соответствовать тем требованиям, которые сегодня действуют в этих компаниях. Мы озаботились этой проблемой и занимаемся разработкой профессиональных стандартов, которые описывают все характеристики специалиста, необходимые для работы в тех или иных направлениях, связанных с нанотехнологиями. Корпорация взаимодействует с Российским союзом промышленников и предпринимателей, который является общероссийским объединением работодателей, и в рамках методологии, которая нами выработана, предполагается утверждение этих профессиональных стандартов после обсуждения экспертным сообществом.

На основе утверждённых профессиональных стандартов будет происходить коррекция учебных программ, образовательных программ вузов, колледжей – в зависимости от уровня профессионального образования.

Поскольку профессиональный стандарт уровневый, он рассчитан не только на высшее профессиональное образование, но и на среднее специальное. Поэтому, с одной стороны, мы стараемся оказать влияние на академическое и университетское сообщество через выработку таких стандартов и соответствующую коррекцию образовательных программ. С другой стороны, мы готовим под конкретные задачи специальные образовательные программы, которые в основном связаны с переподготовкой специалистов. Хотя у нас есть две магистерские программы.

Для справки: в числе программ, разрабатываемых и реализуемых при поддержке «Роснано», есть программы-магистратуры. Они заказываются проектными компаниями в тех случаях, когда производство начинается через некоторое время после создания компании, то есть у предприятия есть время подготовить для себя кадры более высокой квалификации. В этих случаях вузы создают для компаний специальные магистерские программы, собирая все имеющиеся у них ресурсы, аккумулируя усилия разных факультетов, кооперируясь с другими вузами и т.п. В настоящее время идёт обучение будущих инженеров для ЗАО «ОптоГан» (совместно с университетами и научно-производственными центрами Германии) и для ЗАО «Препрег-СКМ» (в программе участвуют четыре факультета МГУ). По информации пресс-службы «Роснано».

Коррекция образовательных программ уже идёт в соответствии с утверждёнными выработанными профессиональными стандартами для нанотехнологов?

В настоящий момент профессиональные стандарты утверждены не по всем направлениям, но это не означает, что нет никаких условий для коррекции существующих образовательных программ. Если вы знаете, то новое поколение стандартов в этой области предполагает вариативность образовательных программ. Так, в магистратуре – 70 процентов вариативности, в бакалавриате – 50 процентов. Что это означает? Университет должен взаимодействовать с рынком труда и подстраивать свои учебные планы в рамках своих полномочий под те запросы, которые идут с рынка труда. Да, безусловно – есть проблемы, связанные с тем, что не всегда эти запросы достаточно точно сформулированы. Но это процесс. Целый ряд университетов работает именно так, как я говорю, – взаимодействуя с корпорациями, компаниями, корректируя свои учебные планы, привязки к спросу на специалистов этих секторов рынка.

И там, в этих университетах, выпускники не «мечутся», а уже точно после третьего курса определяются, где они впоследствии будут работать. И «затачивают» этих ребят именно под потребности данных компаний.

Каковы промежуточные итоги в работе над стандартами?

На данный момент разрабатываются стандарты для таких специализаций, как наноинженерия, метрология, материаловедение. В их выработке участвуют специалисты-учёные, практики, наши проектные компании, компании, работающие на этом рынке, представители РАН, РНЦ «Курчатовский институт», вузовские профессора. Это совместная работа. Стандарты ещё не утверждены, идёт первое обсуждение.

Что именно нужно изменить в образовательных программах вузов по нанонаправлению? Коррекция касается базовых дисциплин, специальных?

Нас интересуют конкретные знания конкретных технологий, которых зачастую в образовательных программах не существует. С такими программами часто получается как с теми генералами в штабах, которые готовятся к прошедшей войне. Как это изменить? Это всеобщая задача. Не может одна корпорация в одиночку эту проблему решить. Так же, как университет в одиночку не может справиться с ней. Проблема взаимодействия, организация эффективного взаимодействия – это основная задача. Условия для её решения сейчас созданы. Есть права у работодателей, есть влияние на содержание программ, есть интерес университетов (особенно с учётом нынешней демографии) взаимодействовать с работодателями. Поэтому я рассчитываю на результаты. Целый ряд университетов таким образом работает.

В Рыбинске запущено производство с участием «Роснано», и ещё раньше было объявлено, что Рыбинская государственная авиационная технологическая академия (РГАТА) будет готовить специалистов для него. Как идёт процесс их обучения?

Образовательная программа разработана. Среди её участников – РГАТА, РНЦ «Курчатовский институт», МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГТУ «Станкин», Центр коллективного пользования научным оборудованием «Диагностика микро- и наноструктур» в Ярославле. То есть это совместная программа. Построена она по модульному принципу. Соответственно, мы сейчас вводим требование ко всем программам – международное участие, чтобы в них были учтены передовые технологии. Так, в программе в Рыбинске будут задействованы профессора из Германии, Швейцарии, Польши. Она, на мой взгляд, вполне сбалансирована с требованиями работодателей. Сейчас, буквально через неделю, начнётся подготовка 25 человек из числа сотрудников инженерно-технического состава ЗАО «НИР».

Для справки. В реализации программы для инженеров ЗАО «НИР» в РГАТА (Рыбинск) примут участие лидеры выпуска оборудования для инструментального производства: фирма WALTER Maschinebau GmBH (Германия) и фирма «Галика АГ» (Швейцария-Германия): обучение слушателей программы пройдёт на новейших образцах оборудования и продукции данных фирм. Преподаватели – ведущие зарубежные специалисты в этой области: М. Бельзак (Швейцария), А. Приставшек и З. Суровец (Польша), К. Хендл (Германия). По информации пресс-службы «Роснано».

Есть ли выпускники у ваших программ повышения квалификации? Какие об этих специалистах мнения?

Выпусков ещё нет, они будут в этом году.

Как вы отбираете вузы, с которыми предполагаете сотрудничать?

Вузы для всех 20 программ, которые одобрены (их список есть на сайте), мы отбираем на конкурсе. Мы не приходим к конкретным организациям и не говорим: «Мы эту программу будем делать с вами». Напротив – мы объявляем конкурс, публикуем информацию в открытом доступе в интернете. Немногие вузы участвуют в этих конкурсах. Знаете, почему? Потому что мы выставляем довольно жёсткие требования. И технические задания, как говорят представители вузовской общественности, существенно серьёзнее, чем те, к которым они привыкли. Более того, здесь постоянно идёт мониторинг со стороны корпорации и проектных компаний, к чему они тоже не очень привыкли. Поэтому условия некомфортные. Но те, кто удовлетворяет этим требованиям, имеет перспективы. Они, в том числе и за счёт «Роснано», получают дополнительный интеллектуальный ресурс и могут его применять в своих программах подготовки специалистов основного высшего профессионального образования.

Для справки. Итоги трёх циклов конкурсов «Роснано» на программы повышения квалификации см.

На сегодняшний день отобрано уже 20 программ. Победителями конкурсов стали ведущие университеты Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Иркутска, Перми, Екатеринбурга, Рыбинска, а также научные центры – Институт химии силикатов РАН и Институт биологии гена РАН. Из 20 отобранных по конкурсу программ большая часть уже идёт: проходят переподготовку сотрудники таких проектных компаний, как ООО «Вириал» (Санкт-Петербург), ООО «Группа НИТОЛ» (Иркутск), ООО «Субмикронные технологии» (Томск), ОАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» (Пермь) и ряда других. До октября 2010 года начнутся все отобранные программы.

С целью обеспечения растущих кадровых потребностей проектных компаний в 2010 году начался отбор образовательных программ, сочетающих специфические для компаний инженерно-технические знания с формированием менеджерских и предпринимательских навыков в области коммерциализации технологий, организации и ведения высокотехнологического бизнеса. Эти образовательные программы предусматривают активное вовлечение международного опыта: стажировки, приглашение ведущих зарубежных специалистов, создание совместных программ. Первая программа по управленческой проблематике в настоящее время разрабатывается, и первые занятия пройдут в сентябре 2010 года. Слушателями этой программы станут сотрудники таких проектных компаний «Роснано», как ЗАО «Галилео Нанотех» (Москва), ООО «Данафлекс-Нано» (Казань), ЗАО «ОптоГан» (Санкт-Петербург), ОАО «Авангард» (Санкт-Петербург). Переподготовку пройдут инженеры этих компаний, которые будут, главным образом, получать компетенции менеджера инновационной компании. Помимо этого каждая подгруппа освоит специальные модули, направленные на развитие профессиональных знаний и умений, связанных с конкретными технологиями. Программу ведут признанные вузы: управленческий блок – Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, технологический блок – исследовательский университет «Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики» (ИТМО).

По материалам интервью Татьяна Пичугина для STRF.ru

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3.7 (3 votes)
Источник(и):

1. STRF.ru: http://www.strf.ru/