Сергей МАЗУРЕНКО: НАНОИНДУСТРИЯ - ЭТО НОВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

-->

НАНОИНДУСТРИЯ – ЭТО НОВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Сегодня становится все более очевидно, что без развития нанотехнологий немыслимо уверенное движение нашей страны в XXI веке, закрепление ее позиций в качестве одной из ведущих мировых держав. В выступлениях Президента и Председателя Правительства России неоднократно подчеркивалась необходимость ускоренного развития нанотехнологической сферы. Мир стоит на пороге новой научно-технической революции, и она связана прежде всего с нанотехнологиями

mazurenko_sergei.jpg Сергей МАЗУРЕНКО, зам. министра образования и науки РФ

С уверенностью можно сказать, что у российской науки, российского производства есть мощный потенциал для быстрого продвижения по этому стратегическому пути. Отечественные исследовательские центры по своим научным разработкам не уступают мировому уровню исследований в этой сфере.

  • Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 г. принята к исполнению в соответствии с поручением Правительства РФ от 4 мая 2008 г. Программа носит координационный характер, определяя конкретные инструменты и мероприятия по реализации президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии», а также индикаторы, позволяющие контролировать выполнение решаемых задач.

Стратегическая цель Программы состоит в том, чтобы сформировать в России сектор наноиндустрии, способный конкурировать с наиболее экономически развитыми странами мира по всем направлениям, влияющим на технологическую и экономическую безопасность, обороноспособность России, а также на качество жизни ее населения. Но сформировать в стране новую отрасль будет невозможно без создания новой взаимосвязанной системы подготовки кадров для этой инновационной отрасли.

  • Основным инфраструктурным элементом по подготовке кадров высшей квалификации, в том числе в области наноиндустрии, является сегодня поддержка деятельности научно-образовательных центров (НОЦ) в рамках реализуемых Минобрнаукой федеральных целевых программ «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 гг. и «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008–2010 гг.».

Целью создания НОЦ в рамках ФЦП «Кадры» является достижение научных результатов мирового уровня по широкому спектру научных исследований, в том числе в области наноиндустрии, закрепление в сфере науки и образования научных и научно-педагогических кадров, формирование эффективных и жизнеспособных научных коллективов, в которых молодые ученые, аспиранты и студенты работают с наиболее результативными исследователями старших поколений.

  • Всего за весь период реализации ФЦП «Кадры» планируется поддержать около 1300 НОЦ. Срок реализации каждого проекта составляет 3 года.

В рамках ФЦП «Кадры» в 2009–2010 гг. были объявлены конкурсы в области нанотехнологий по следующим направлениям:

  • нанотехнологии и наноматериалы;
  • механотроника и создание микросистемной техники;
  • создание биосовместимых материалов;
  • создание и обработка композиционных керамических материалов;
  • создание и обработка кристаллических материалов;
  • создание и обработка полимеров и эластомеров;
  • создание мембран и каталитических систем.

Кроме того, реализуются проекты в других областях знания, имеющие непосредственное отношение к сфере развития нанотехнологий.

  • За весь период реализации ФЦП «Кадры» в области наноиндустрии было заключено 274 государственных контракта (33% от общего количества заключенных контрактов) на общую сумму средств федерального бюджета 3013,8 млн. руб., из них в 2009 г. 164 контракта на сумму 2039,2 млн. руб., в 2010 г. – 110 контрактов на сумму 974,6 млн. руб. Подготовка специалистов для развития национальной нанотехнологической сети (ННС), основанной на междисциплинарном подходе к их образованию (взаимоувязанный комплекс физических, химических, материаловедческих и биомедицинских дисциплин) и тесной связи с научными исследованиями, является важнейшей составной частью развития наноиндустрии в целом.

Именно в возможности обеспечения междисциплинарной подготовки специалистов заключается преимущество России перед другими странами, которая, пожалуй, только наряду с США дает возможность получения такого образования.

  • Своевременным шагом в этом направлении стало открытие в России нового направления подготовки дипломированных специалистов – «Нанотехнология». В рамках этого направления введены специальности «Нанотехнология в электронике» с базовым вузом – Московский государственный институт электронной техники (технический университет) и «Наноматериалы» с базовым вузом – Национальный исследовательский технологический университет «Московский институт стали и сплавов».

Разработаны Государственные образовательные стандарты, учебные планы и программы дисциплин Государственного образовательного стандарта. По направлению «Нанотехнология» подготовку по специальности «Нанотехнология в электронике» осуществляют 11 вузов, а по специальности «Наноматериалы» – 7 вузов.

Сохранение и развитие кадрового потенциала, в том числе создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере наноиндустрии – одни из основных ожидаемых конечных результатов реализации и показателей социально-экономической эффективности ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008–2010 гг.». Поддержка НОЦ в данной программе осуществляется в рамках направления 1. На базе ведущих вузов РФ будет также создано 32 НОЦ по направлению «Нанотехнология».

Основными функциями ведущих научно-образовательную деятельность в сфере наноиндустрии образовательных учреждений высшего профессионального образования, на базе которых в рамках данной программы создаются НОЦ, являются:

  • интеграция научной и образовательной деятельности для подготовки специалистов с высшим образованием всех уровней (бакалавров с фундаментальной базовой подготовкой, специалистов, магистров, аспирантов и докторантов) и выполнения научных исследований и разработок мирового класса;
  • обеспечение взаимодействия с академическим и отраслевым секторами науки, включая привлечение ученых и специалистов данных секторов к преподавательской деятельности; – участие в разработке программ обучения и популяризации знаний в области нанотехнологий как единой технологической культуры нового века.

В рамках мероприятий 2 направления ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии» Федеральным агентством по образованию реализовано четыре проекта, направленных на расширение возможностей использования комплексов уникальных научных и технологических установок путем обеспечения к ним удаленного доступа студентов, исследователей и разработчиков для дистанционного обучения и проведения экспериментов.

В настоящее время обеспечен удаленный доступ к следующему уникальному научному оборудованию:

  • рабочим станциям синхротронного излучения (РНЦ «Курчатовский институт»);
  • сверхвысоковакуумной системе формирования и исследования морфологии, состава и электронной структуры наноматериалов методами сканирующей зондовой микроскопии и рентгеновской фотоэлектронной спектроскопии (НИЯУ «МИФИ»);
  • установкам, реализующим методы сканирующей зондовой микроскопии и молекулярной раман-диагностики (МГТУ им. Н.Э. Баумана);
  • комплексу зондовых, атомно-силовых и электронных микроскопов для диагностики и комплексных испытаний наночастиц, наноструктурированных и наномодифицированных материалов (Рязанский ГРТУ).

Одной из важнейших задач является обеспечение образовательного процесса современными средствами обучения для подготовки кадров. В 2008–2009 гг. закупка учебно-методического обеспечения (УМО) осуществлялась в рамках реализации 11 проектов. Поставщиками УМО стали ведущие вузы страны, в том числе ведущие классические университеты МГУ им М.В. Ломоносова и СПбГУ, пять вузов, имеющих категорию национального исследовательского университета, и инновационные вузы. Высокий уровень подготовки материалов, включаемых в учебные курсы, обеспечивается выполнением данными вузами научно-исследовательских проектов в области наноиндустрии.

  • Внедрение в образовательный процесс закупленного учебно-методического обеспечения требует повышения квалификации научно-педагогических кадров с применением современных, в том числе дистанционных, технологий. Для этого в рамках ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии…» реализуется проект, направленный на создание сетевой информационно-аналитической системы организации и сопровождения маршрутного обучения при повышении квалификации кадров на базе научно-образовательных центров ННС.

Создан и в настоящее время функционирует в тестовом режиме портал «Междисциплинарное обучение» (www.nanoobr.ru), обеспечивающий:

  • организацию и сопровождение повышения квалификации кадров высшей школы в сетевом режиме маршрутного междисциплинарного обучения;
  • предоставление, пополнение и редактирование в сетевом режиме образовательных программ и учебно-методического обеспечения для повышения квалификации;
  • информационно-коммуникационную среду для участников маршрутного междисциплинарного обучения на базе НОЦ ННС.

В 2010 г. будет проведена апробация системы организации и сопровождения маршрутного обучения при повышении квалификации кадров на базе научно- образовательных центров ННС: не менее 200 научно-педагогических сотрудников 39 вузов, входящих в образовательный сегмент ННС, пройдут обучение с использованием данной системы.

  • Для развития информационно-аналитической инфраструктуры ННС в 2008–2009 гг. произведена поставка программно-аппаратных комплексов 39 вузов, на базе которых функционируют 40 НОЦ.

В 2009 г. создана информационно-аналитическая система поддержки образовательного процесса и научных исследований в НОЦ ННС для размещения, хранения и публикации научно-образовательных информационных ресурсов. В конце 2009 г. вузы приступили к размещению материалов на своих информационно-коммуникационных узлах – на начало 2010 г. в порядке апробации размещено более 500 информационных, в том числе учебно-методических, ресурсов.

  • Интеграция образовательной и научной деятельности, развитие вузовской науки и создание новых научно-образовательных центров нацелены на устранение искусственных барьеров между научными организациями и вузами. Интеграция образования и науки позволяет повысить уровень подготовки кадров для науки с учетом тенденций и перспектив развития рынка труда, обеспечивает рост эффективности исследований и разработок, качества образовательных программ высшего профессионального образования, а также способствует притоку и закреплению в науке и образовании молодых специалистов.

Хотел бы подчеркнуть, что в настоящее время невозможно комплексно и эффективно решить проблемы привлечения молодежи в сферу науки, образования, высоких технологий и закрепления ее в этих сферах, эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающих структурные преобразования государственного сектора науки и высшего образования на федеральном уровне в приемлемые сроки за счет использования рыночных механизмов. Это может быть осуществлено только на основе программно-целевого метода, применение которого позволит обеспечить системное решение проблемы, рационально использовать ресурсы.

http://www.sovetnikprezidenta.ru/…_krizis.html



nikst аватар

Очевидно, что развитие нанотехнологий, отечественной наноиндустрии напрямую зависит от подготовки достаточного количества квалифицированных кадров. И в этом смысле статья зам. министра образования и науки РФ весьма интересна и информативна… И заслуживает тщательного изучения…

В добрый путь и новых достижений!..