Начинается реализация глобального проекта по популяризации нанотехнологий

-->

РОСНАНО и БИНОМ (Лаборатория знаний) начинают реализацию глобального проекта по популяризации нанотехнологий

РОСНАНО, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» в сотрудничестве с МГУ и другими ВУЗами начинают реализацию глобального проекта по популяризации нанотехнологий – созданию и апробацию в крупных городах РФ и в сети Интернет научно – популярного курса лекций «Мир нанотехнологий»

studenty1.jpg .

Опыт последних трех-пяти лет однозначно свидетельствует о том, что несмотря на многочисленные усилия в области чистого «пиара нанотехнологий» их мизерным результатом стало лишь более спокойное, а не настороженно-негативное, отношение к нанотехнологиям, с которых для общественности был снят ореол шарлатанства и таинственности.

Данный результат совершенно закономерен, поскольку единственным эффективным способом долговременного изменения общественного мнения в отношении нанотехнологий на устойчиво-позитивное является проведение комплексных образовательных или просветительских мероприятий, которые, к тому же, должны повышать общий образовательный уровень участников таких мероприятий и убеждать не на словах, а на деле (на собственном понятийном опыте) в пользе нанотехнологий и необходимости дальнейшего изучения этой современной области знаний.

  • Те призывные лозунги и предположения, которые, как правило, одноразово и искаженно, подаются субъекту рекламы «на веру», и поэтому остаются им непонятыми и непринятыми, могут быть им навсегда отвергнуты как чужеродные факты, не укладывающиеся в рамки привычного мировоззрения или ранее заученных им догм, если только не проводить планомерную разъяснительную работу, в этом случае нанотехнологии и мотивация к участию в процессе их развития может стать частью повседневной жизни наиболее активной части населения (школьников, студентов, молодежи в целом).

Естественно, что даже более важным является формированием цепочки «преподаватель (в области нанотехнологий) – обучаемый», которая обеспечит производство и стратегическое воспроизводство квалифицированных кадров для наноиндустрии. В этом случае объектом повышения квалификации должны стать школьные учителя и преподаватели ВУЗов, а также, в ряде случаев, средних специальных образовательных учреждений, что существенно расширит по принципу «сетевого маркетинга» базу категорий аудитории, вовлеченной в активный и систематический процесс. Без реализации такого сценария развития ситуации дальнейшие попытки рекламного характера в области нанотехнологий будут иметь уже в среднесрочной перспективе нулевую эффективность из-за недостатка благоприятной для реализации таких попыток численности и качества аудитории.

  • Рассматриваемый подход не может быть делом одного дня, месяца или даже года, это большой комплекс взаимосвязанных мероприятий, рассчитанный на весь цикл мотивации, обучения и совершенствования профессиональных навыков специалиста – от стадии школьника и фактически до стадии наиболее активной научной фазы аспиранта и молодого ученого, включая как разработку учебно-методического материала, так и профориентацию и формирование площадки для обсуждения новейших научных результатов (профессиональных научных и молодежных форумов и т.д.).

Studenty.jpg .

Соответственно, данная заявка не преследует и не может преследовать цель охватить все, или хотя бы даже существенную часть, аспектов данной проблемы. Тем не менее, в рамках данного проекта предполагается сделать один из первых шагов в области популяризации нанотехнологий в условиях, когда в этом уже возникла насущная общественная необходимость и актуальность образовательного подхода не вызывает сомнений в силу его запрограммированной эффективности и создания предпосылок для устойчивого, поступательного внедрения в общественное сознание положительного имиджа нанотехнологий на уровне понимания и полной осознанности выбора заинтересованной молодежью своей будущей карьеры.

  • Таким образом, целью проекта является создание и апробация цикла научно–популярных лекций, разъясняющих основные понятия и термины, раскрывающих наиболее перспективные области использования и направления развития нанотехнологий и их современные достижения для мотивации молодежи к выбору карьеры в области наноматериалов и нанотехнологий и воспроизводству молодых кадров наноиндустрии.

Для достижения поставленной цели будет использован комплексный подход, связанный с решением следующих основных задач:

  • поиск и формализация существующего достоверного учебно-научного материала в форме цикла лекций «Мир нанотехнологий» высококвалифицированными специалистами в области наноматериалов и нанотехнологий,
  • апробация лекций в форме публичных выступлений, а также проведение лекций в режиме видеоконференций, организация доступа учителям и ученикам ОУ регионов РФ к лекциям путем размещения их в Интернет-лектории издательства.
  • создание современных медиапродуктов на основе разработанного курса и первого опыта его практической реализации для обеспечения долговременного эффекта и повышения качества работ на долгосрочную перспективу.

Shkola.jpg .

Целевая аудитория: школьники старших классов, студенты, профессорско-преподавательский состав (в отношении использования дидактического материала), учителя и преподаватели общеобразовательных учреждений, системы начального и среднего профессионального образования, лица, интересующиеся нанотехнологиями, исполнители проектов РОСНАНО.

  • Состояние дел. В настоящий момент существует несколько десятков общепризнанных специализированных изданий в области нанотехнологий на русском языке, включая всего лишь несколько научно – популярных книг по нанотехнологиям (в том числе переводных изданий западных авторов), таких как работы К.Ю.Богданова («Что могут нанотехнологии»), Ю.Д.Третьякова («Нанотехнологии. Азбука для всех»), У.Хартмана («Очарование нанотехнологии») и др. Согласно результатам мониторинга управления научных исследований и инновационных программ Рособразования, в Российской Федерации существует не более 10 учебников и учебных пособий для ВУЗов отечественных авторов в области нанотехнологий (по нашим данным, существует не более 5–10 учебных пособий, прошедших грифование на уровне хотя бы учебно-методического объединения, примеры можно посмотреть на сайтах издательств «Бином. Лаборатория знаний» и Физматлит).

Столь катастрофическое состояние дел связано с отсутствием централизованной политики федеральных органов образования в данной важнейшей области. К крупным мероприятиям, связанным с популяризацией достижений нанотехнологий можно отнести издание и распространение на Первом Международном форуме по нанотехнологиям РОСНАНО популярной литературы, изданной по материалам раздела сайта РОСНАНО «Нано – это просто», деятельность сайтов www.nanonewsnet.ru, www.nanometer.ru и др., проведение серии олимпиад «Нанотехнологии – прорыв в Будущее» (МГУ – РОСНАНО), организация в 2007 – 2008 уч.г. дистанционных Интернет-курсов по нанотехнологиям (МГУ), чтение публичных лекций «Фундаментальные основы нанотехнологий» Научно-образовательным центром по нанотехнологиям МГУ им.М.В.Ломоносова, проведение выставок «Красота наноматериалов» на 1–3 Фестивалях науки (МГУ), чтение открытых лекций по нанотехнологиям на 2–3 Фестивале науке, в Префектуре ЮВАО г.Москвы (МГУ), организация силами Центра перспективных технологий (МГУ) образовательных сайта и класса для дистанционной работы на атомно-силовых микроскопах (в МГТУ им. Н.Э.Баумана проводится научно-исследовательская работа со школьниками в классе АФМ без возможности дистанционной работы с приборами), проведение методических семинаров по созданию лекционных элективных курсов для школьников в рамках Московского Института Открытого Образования (силами преподавателей МГУ), деятельность передвижного класса по нанотехнологиям («Нанотрак», МКНТ) и т.д.

  • К сожалению, очень ограничено проведение выездных школ с чтением лекций по нанотехнологиям ведущими специалистами ведущих ВУЗов, практически полностью отсутствуют систематические попытки создания образовательных материалов для школьников. В сложившейся ситуации реализация настоящего проекта по созданию нового научно-популярного (открытого) курса «Мир нанотехнологий» является, несомненно, своевременной, востребованной и актуальной.

Shkolniki1.jpg .

Описание основных планируемых работ, тактика и стратегия реализации проекта. Основные работы по проекту включают в себя три важнейшие, теснейшим образом взаимосвязанные составляющие – разработку, апробацию и публикацию курса лекций как с использованием классического инструментария, так и средствами Интернет с применением мультимедийных подходов. Проект занимает годичный период и делится на три крупных этапа.

  • На первом этапе «Разработка основного содержания курса» (до конца 2009 г.) будет произведен систематический анализ имеющихся материалов и создание оригинал – макетов лекций, а также аннотационных планов учебно-методических пособий по лекциям (20 лекций в формате чтения 90 минут под «1 пару» занятий со студентами и 45 минут занятий со школьниками).
  • На втором этапе «Апробация курса» (2010 г.) лекции будут прочитаны в устной форме отдельными членами авторского коллектива в Москве и крупнейших городах РФ, а также в режиме видеоконференций для слушателей ИПКРО, ряда ОУ и ВУЗов РФ, участников Четвертой Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям, в рамках вторых дистанционных Интернет – курсов МГУ по нанотехнологиям. В Москве формирование подобной сети будет осуществляться через Московский Институт Открытого Образования для методистов округов (для мониторинга и выбора базовых школ).
  • На третьем этапе «Формализация и распространение курса «Мир нанотехнологий» лекции будут модифицированы с учетом опыта апробации исходных учебно-методических материалов. Дополнительно будут созданы видео и другие медиаматериалы, что позволит создать готовый к распространению комплексный продукт, который зафиксирует достижения проекта на высоком уровне и будет готов к использованию в основных активных точках сети, созданной на стадии апробации курса. Данный продукт будет распостранен по несколько экземпляров во все точки апробации.

Основной стратегией реализацией проекта, таким образом, является комплексный и системный подход к созданию и распространению (популяризации) курса лекций, что должно обеспечить долговременный эффект от реализации проекта в целом. По нашему глубокому убеждению, разовое чтение курса лекций без создания инструментария (информационной структуры и методической основы) для периодического вовлечения в процесс новых слушателей не будет эффективным. Тактикой реализации проекта является использование потенциала ученых и преподавателей ведущих ВУЗов России, методистов издательства и полная открытость проекта, ставящая своей задачей максимальное распространение курса среди потенциальных слушателей.

  • География чтения лекций и распространения образовательных материалов. Лекции будут прочитаны профессорами и преподавателями МГУ (Научно-Образовательного Центра МГУ по нанотехнологиям), МИФИ, РХТУ имени Менделеева, МИРЭА, МГТУ имени Баумана, ЛЭТИ и других ВУЗов при поддержке методической службы издательства в следующих городах: Москва, Санкт–Петербург, Белгород, Красноярск, Нижний Новгород, Омск, Новосибирск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Казань, Владивосток. А также с вышеуказанными и еще 12-ю новыми регионами РФ на базе региональных ИПКРО и некоторых ВУЗов в режиме видеоконференций будут прочитаны все разработанные лекции. Электронные материалы лекции будут дополнительно переданы в следующие города, имеющие крупные образовательные центры, заинтересованные в профориентации и привлечения школьников к выбору карьеры в области нанотехнологий: Томск, Улан-Удэ, Ставрополь, Воронеж, Челябинск.
  • Дополнительные мероприятия по распространению и апробации курса. Особую роль в повышении эффективности реализации проекта будут играть пути распространения курса и связанных с ним медиаматериалов, методических пособий и рекомендаций, демонстрационных экспонатов. В рамках проекта (помимо обязательного чтения лекций в указанных выше крупнейших городах РФ), соответственно, предполагается реализация следующих сопутствующих мероприятий:

Internet_uslugi.jpeg .

•Реализация общеобразовательных дистанционных Интернет – курсов по нанотехнологиям силами ФНМ и НОЦ МГУ на портале www.nanometer.ru для апробации основных элементов курса.

•Чтение лекций методистам административных районов г.Москвы в рамках деятельности Московского Института Открытого Образования.

•Чтение лекций сотрудникам Академии повышения квалификации работников образования (г.Москва).

•Апробация курса в рамках подготовки участников серии олимпиад «Нанотехнологии – прорыв в будущее», что должно позволить протестировать материал на 3 – 4 тысячах школьниках и студентах ВУЗов.

•Публикация авторских материалов лекций в издательствах «Физматлит», «Бином. Лаборатория знаний».

•Разработка сопутствующих медиаматериалов с публикацией в сети Интернет на федеральном портале «Нанотехнологии и наноматериалы» http://portalnano.ru, на портале www.nanometer.ru.

•Апробация курса с использованием Интернет-лектория издательства на сайте http://metodist.lbz.ru.

•Разработка пакета образовательных учебно-методических материалов, удобных для самостоятельного использования преподавателями на местах, на оптических носителях (DVD – диски) с целью распространения среди наиболее активных участников апробации курса «Мир нанотехнологий».

Studenty.jpg .

  • Новизна предлагаемых подходов, конкурентные преимущества. К основным оригинальным подходам, обеспечивающим конкурентные преимущества данного проекта, можно отнести следующее:

•высокое качество и большой опыт профессорско–преподавательского состава, привлекаемого к созданию курса,

•комплексный подход к реализации проекта,

•использование современных экспериментально–практических результатов в рамках разработки курса,

•привлечение методистов по всем дисциплинам естественнонаучного школьного курса,

•апробация в рамках нескольких общественно-значимых мероприятий регионального уровня,

•закрепление результатов реализации проекта в сети Интернет, в электронных и бумажных изданиях.

MGU_fizfak.jpg .

  • Обоснование достижения требуемого качества работ. Гарантии высокого качества и эффективности выполнения проекта обеспечиваются следующими основными факторами:

•опыт в разработке и чтении аналогичного курса лекций для менеджеров и топ – менеджеров РОСНАНО некоторыми разработчиками курса лекций,

•опыт в разработке и чтении цикла публичных лекций «Фундаментальные основы нанотехнологий» НОЦ МГУ и его оцифровка рядом привлекаемых к разработке ученых и преподавателей,

•сотрудничество с организаторами проведения серии Интернет – олимпиад «Нанотехнологии – прорыв в будущее»,

•опыт проведения общеобразовательных Интернет-курсов по информационным технологиям,

•профессиональная деятельность разработчиков курса в области экспериментальных исследований функциональных материалов и в области нанотехнологий,

•многолетний опыт работы в РФ, а также международное сотрудничество коллектива, привлекаемого к разработке, в области современных наноматериалов и нанотехнологий, в том числе и в реализации научно-исследовательских проектов федерального уровня,

•сотрудничество с ИПКРО и апробационными школами в регионах РФ,

•опыт создания ИУМК по информатике для школ РФ,

•наличие методической службы по всем предметам естественнонаучного цикла школьного образования, что позволит грамотно адаптировать разработанный курс лекций в соответствии с требованиями МОН России,

•наличие опыта по созданию курса учебно-методических материалов по информатике и ИКТ и проведение цикла обучающих мероприятий в рамках программ ИПКРО в регионах РФ,

•наличие опыта апробации учебников для ОУ РФ,

•наличие опыта разработки ЦОР для Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов РФ,

•наличие опыта при реализации проектов «Непрерывное информационное образование», «Информатизация системы образования», «Microsoft. Партнерство в образовании»,

•постоянное проведение не менее двух семинаров ежемесячно в регионах РФ,

•использование полученных материалов в учебно-методических целях посредством уже существующего Интернет-лектория издательства по информатике и ИКТ, а также по другим направлениям естественнонаучного цикла (сайт http://metodist.lbz.ru),

•наличие высококвалифицированного штата научных редакторов и методистов,

•опыт создания и успешного продвижения 8 изданий в области нанотехнологий,

•наличие «Положения о разработке и внутреннем контроле качества УМК издательства БИНОМ»,

•наличие научно-экспертного редакционного совета по нанотехнологиям.

MGU0.jpg .

  • Партнеры и привлекаемые организации: Научно-образовательный центр МГУ, факультет наук о материалах МГУ, химический, физический, биологический факультеты МГУ, Малая Академия МГУ, Нанотехнологическое общество России, ЗАО «НТ МДТ», МГТУ им. Н.Э.Баумана, Северо-Кавказский Государственный Технический Университет, ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», издательство «Физматлит», ООО «Научно-производственный центр "ВИДИКОР», МИРЭА (технический университет), ALT Linux, ООО «Майкрософт Рус», ИПКРО регионов РФ, МИОО.
  • Интернет-партнеры: сайт www.nanonewsnet.ru, сайт www.nanometer.ru, электронный бюллетень «Перст», сайты поддерживаемые ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», сайт www.komplektovanie.ru.

Прикрепленные файлы: концепция1.doc (204.00 Кб.)

«Основные положения концепция проекта, выдвигавшиеся издательством "Бином. Лаборатория знаний» на конкурс РОСНАНО".

http://www.nanometer.ru/…_157231.html



nikst аватар
  • Хорошее это дело, важное и всегда актуальное… Поэтому реализация настоящего проекта по созданию нового научно-популярного (открытого) курса «Мир нанотехнологий» является, несомненно, своевременной, востребованной и актуальной.

Другое дело, как сдвинуть всю эту махину разом (?) и кто будет руководить, направлять и координировать всю эту деятельность?

Тем не менее, делать это надо и делать обязательно…

В добрый путь и новых успехов!..

kur аватар

К сожалению, как обычно, нашему сайту говорят «спасибо» и.. всё.. к участию не приглашают. Я так понимаю потому, что мы «не под кем» не ходим. А ведь мы первые вышли, например, на Бином, предложили сотрудничество, без всяких условий сделали корпоративную колонку, которая уже несколько месяцев работает на сайте. Думаем, дело то вроде как общее! Ан нет.