В Дубне отмечают 100-летие академика Бруно Понтекорво

2 и 3 сентября 2013 года в Дубне проходит научная сессия Отделения физических наук РАН «Перспективы исследований в области нейтринной физики частиц и астрофизики», посвященная 100-летию академика Бруно Понтекорво. В первый день сессии на ней выступил начальник сектора Лаборатории физики высоких энергий Объединенного института ядерных исследований, генеральный директор компании «Нейтронные технологии» (учреждена ОИЯИ, РОСНАНО и резидентом ОЭЗ «Дубна» компанией «ДВиН») профессор Михаил Сапожников.

100-летие гениального физика, имя которого неотъемлемо связано с Дубной. В подмосковном наукограде отмечают несколькими протяженными во времени событиями: в феврале в Лаборатории ядерных проблем ОИЯИ, где долгие годы после переезда в СССР работал великий ученый, в его мемориальном кабинете было открыто историческое место Европейского физического общества, а ближе к концу сентября, в дни работы Ученого совета ОИЯИ, планируется открыть посвященный ему памятник. А Отделение физических наук РАН решило провести в Дубне 2–3 сентября свою мемориальную сессию. В ней приняли участие сотрудники из разных лабораторий Объединенного института – те, кто учился у Б.М. Понтекорво и работал вместе с ним, кто знал его по участию в конференциях и семинарах, научным дискуссиям, педагогической и общественной работе, а также коллеги из других научных центров, в том числе из Италии.

dubna-persone-ponekorvo.jpgБруно Понтекорво. Фото Юрия Туманова (из архива ОИЯИ).

Открывая сессию, директор ОИЯИ академик Виктор Матвеев поблагодарил коллег из ОФН РАН за то, что местом ее проведения выбрана именно Дубна, где с 1950 года и до конца своей жизни – 33 года – жил и работал Бруно Понтекорво.

Сейчас, глядя на историю этого великого ученого и великого человека, можно сказать, что его талант, физический гений в полной мере раскрылся именно в период работы в Дубне, хотя он получил очень сильный импульс еще молодым человеком в годы работы в Италии и других странах – США и Канаде. Но в полной мере его талант раскрылся в Дубне, и он оставил глубочайший след в научной жизни нашего института, в той творческой атмосфере, которой мы гордимся, – подчеркнул он.

Весьма насышенны обе части сессии – и мемориальная, и научная. В ее программе, в частсности, доклад о перспективах исследований в нейтронной физике частиц и астрофизике одного из ведущих мировых специалистов в области квантовой теории поля, физики элементарных частиц и космологии, лауреата премии имени Бруно Понтекорво академика РАН Валерия Рубакова, доклады по таким темам, в развитие научных работ и идей великого физика, как нейтринные ускорительные эксперименты, перспективы нейтринной астрономии, безнейтринный двойной бета-распад, исследования низкоэнергетических нейтрино в Баксанской нейтринной лаборатории (у истоков создания которой стоял Б.М. Понтекорво), эксперименты с солнечными нейтрино и др.

В первый день сессии, в ее мемориальной части, с докладом «Реакции Понтекорво и нейтронный каротаж» выступил один из учеников Бруно Максимовича Понтекорво профессор Михаил Сапожников, который, помимо научной работы в ЛФВЭ ОИЯИ, возглавляет один из самых успешных стартапов РОСНАНО и особой экономической зоны «Дубна» компанию «Нейтронные технологии». Мы побеседовали с ним в перерыве сессии.

Что такое реакции Понтекорво, Михаил Григорьевич?

Реакции Понтекорво это редкие реакции аннигиляции – безмезонная аннигиляция антипротона на дейтроне. Здесь интересно вот что: Бруно Максимович предсказал эту реакцию в одной из своих статей в 1956 году, сразу после того, как был открыт антипротон. И это было забыто. В 1989 году, когда был построен ускоритель LEAR в ЦЕРН и мы занялись физикой антипротонов, в одной из дискуссий в неформальной обстановке, за кофе, мы увидели, что может существовать такой интересный процесс. Рассказал об этом Бруно Максимовичу, а оказалось, что на самом-то деле все было описано им еще тридцать лет назад! Поэтому мы и назвали эти реакции его именем.

А при чем тут нейтронный каротаж?

Бруно Максимович – ученый, имя которого всегда ассоциируют с нейтрино. Но он сделал очень много и в других областях. Физика аннигиляции это один из примеров. Нейтронный каротаж, который используется и сегодня во всех нефтяных скважинах мира при их обследовании,  – другой пример. Это тоже идея Бруно. И одной этой идеи хватило бы, чтобы обессмертить его имя. А ведь Бруно Максимович предложил еще такие замечательные идеи, как метод регистрации нейтрино, предсказал то, что нейтрино могут быть различных типов, выдвинул идею осцилляций нейтрино. За работы, выполненные с использованием его идей, трижды присуждались Нобелевские премии. Уровень этого ученого просто выдающийся.

dubna-session-ofn-ran-1.jpgБольшой зал ДМС на научной сессии ОФН РАН, посвященной 100-летию академика Бруно Понтекорво, был переполнен.

Вы в своем выступлении привели слова Бруно Максимовича: «Будьте особенно осторожны, когда «заранее знаете результат». Пожалуй, их можно считать заветом не только научной молодежи, но и тем же политикам, например, или предпринимателям. Откуда они взяты?

Когда мы обсуждали реакцию Понтекорво (которая на самом деле очень простой процесс), мы были полностью уверены, что контролируем все ее характеристики, поскольку требовалось измерить только импульс частиц и ничего больше. А Бруно Максимович совершенно провидчески говорил: «Бойтесь, Миша, особенно в тот момент, когда знаете, что должно получиться, знаете, что вас ожидает. Вот тогда-то и возможен подвох». И действительно, как оказалось по жизни, мы измерили эту реакцию и – ошиблись. Пришлось писать еще одну статью и исправлять свои ошибки.

Помимо работы в ОИЯИ, академик Понтекорво 20 лет учил студентов МГУ. Сегодня Вы читаете тот же курс, что и Бруно Максимович, на той же самой кафедре в Московском государственном университете. Что Вы говорите студентам в первой лекции?

На самом деле я говорю это в последней лекции. Я завершаю курс как раз описанием жизни и деятельности Бруно Максимовича Понтекорво и говорю студентам, что им, конечно, не повезло: вот я слушал Понтекорво, а они меня слушают.

100-летие академика Бруно Понтекорво широко отмечается и в Италии. Гость научной сессии ОФН РАН итальянский ученый профессор Пьетро Спиллантини, в частности, рассказал:

У нас в Италии через десять дней также будет большое официальное мероприятие в честь Бруно Понтекорво в Риме, на которое приглашен президент нашей республики. Затем, 18–20 сентября, в течение трех дней будет проходить научная конференция в Пизе. Мы ждем на ней большое количество участников из разных стран и надеемся, что она получит широкое освещение, потому что у нас Понтекорво очень известен, здесь его любят и гордятся им.

dubna-persone-matveev-shirkov-kadyshevskiy-1.jpgВ президиуме сессии – академики РАН Виктор Матвеев, Дмитрий Ширков, Владимир Кадышевский (ОИЯИ).

Фото автора.

Новости ОЭЗ «Дубна»

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (2 votes)
Источник(и):

dubna-oez.ru