Спасите ИТЭФ!

Группа российских учёных выступила с криком бессильной ярости и недоумения по поводу того, что они называют фактическим уничтожением прославленного Института теоретической и экспериментальной физики им. А. И. Алиханова (ИТЭФ).

Это одно из самых сильных в стране учреждений своего профиля. По разным данным,

ИТЭФ занимает пятое–седьмое место в индексе цитирования среди российских научных организаций. Кроме того, представители экспериментального направления работают в составе многочисленных международных коллабораций, об индексе цитирования которых можно говорить только благоговейным шёпотом.

Суть конфликта (проблемы, трагедии) была исчерпывающе изложена замечательной газетой «Троицкий вариант» в феврале прошлого года. Начать, вероятно, следует с расформирования в 1989 году могущественного Министерства среднего машиностроения, под крылом которого расцвел не только ИТЭФ, но и многие другие знаменитые отечественные институты. ИТЭФ попал под крыло Росатома. Денег на финансирование физических исследований у чиновников не нашлось, а вот территория понравилась (усадьба XIX века, парк, пруды), и калигулы решили возвести там громадный небоскрёб — свой главный офис. Но тут грянул финансовый кризис 2008 года, который заставил госкорпорацию задуматься о спасении души других, более насущных вещах. Летом 2009 года дивный директор Росатома Сергей Кириенко заявил, что в его ведении находится коммерческая организация, ей не до науки, и предложил перевести ИТЭФ под крыло того учреждения, для которого поддержка фундаментальной науки была бы профильной задачей. Более того, туда же надо отправить всех, кто занимается физикой. Таким мордором центром сбора был назван Курчатовский институт.

itep.jpg Рис. 1. Институт теоретической и экспериментальной физики располагается в очень живописном месте. Не в этом ли причина всех происходящих там событий? (Фото ИТЭФ).

Судя по дальнейшим событиям, предложение, которое скромно выдвинул г-н Кириенко, предложением не было. Наверху всё уже решили. Пока научная общественность готовилась к дискуссиям о своей дальнейшей судьбе, посыпались правительственные постановления о присоединении к НИЦ «Курчатовский институт» Института физики высоких энергий, Петербургского института ядерной физики им. Б. П. Константинова и др. Руководители упомянутых учреждений узнавали об этом из средств массовой информации.

Новая головная организация — новый директор. В ИТЭФ эту должность год назад получил некий Юрий Фёдорович Козлов — малоизвестный в научных кругах господин. Несмотря на профессорское звание и степень доктора технических наук, его индекс цитируемости не внушает пиетета, к тому же в своих работах он в основном выступал в качестве одного из многих соавторов. Послужной список говорил о том, что это не более чем чиновник от науки. Нет ничего страшного в том, что учёными с мировым именем руководит аппаратчик, но в данном случае академики решили, что это уже слишком.

Предложенная им программа деятельности ИТЭФ вызвала, мягко говоря, непонимание.

«Спасите ИТЭФ!» — с таким призывом выступили его ведущие сотрудники: завлабораторией теоретической физики доктор физико-математических наук Александр Горский, член-корреспондент РАН доктор физико-математических наук Алексей Морозов (один из ведущих физиков мира, член редколлегий изданий «Теоретическая и математическая физика», International Journal of Modern Physics и Modern Physics Letters A) и завлабораторией 204 доктор физико-математических наук Павел Пахлов.

В открытом письме, в частности, говорится:

«Институт всегда был островком интеллектуальной свободы в Советском Союзе, и постоянная угроза разгрома висела над ним ещё с начала 60–х годов, когда был снят с должности директора его создатель — легендарный А. И. Алиханов, один из столпов советского ядерного проекта. Подобные истории повторялись неоднократно, но в конце концов власть всегда уступала, руководствуясь интересами государства и понимая, что исчезновение института нанесет невосполнимый урон стране, а интеллектуальные достижения невозможны в зарегулированной среде.

Но времена меняются. Доставшийся современным руководителям по наследству интеллектуальный остров оказался для них непрофильным активом, от которого пытаются избавиться последние годы всеми возможными способами».

Г-н Козлов назван учёными могильщиком, его действия — безумными, объяснить их физики могут только «полной некомпетентностью». Что это за действия?

«Запрещаются научные командировки, поездки на конференции, молодёжные школы, создаются препятствия для работы со школьниками и студентами. Дирекция пытается уволить всех сотрудников, имеющих научные контракты за границей. В качестве контрольного выстрела планируется трёхкратное сокращение тарифных ставок научных сотрудников — до 6 тыс. руб. — в ближайшие несколько месяцев. В довершение всего введён полный запрет на посещение территории института иностранными физиками и математиками».

Авторы назвали своё обращение «ГУЛаг в центре Москвы». Это не их идея. Так увиденное («ГУЛаг в облегчённом варианте») охарактеризовал авторитетный американский учёный Стэнли Бродский, приехавший из своего Стэнфордского университета в полной уверенности, что его встретят так же, как встречают уже почти сорок лет. Не тут-то было: запретили читать лекцию, не подпустили к Интернету, едва не заперли в помещении бывшей проходной.

«Gulag light», — развёл руками иностранец.

Действительно, отмечают его российские коллеги, «нынешний ИТЭФ хорошо вписывается в финансовое определение концлагеря, когда охрана получает больше, чем работающие внутри люди».

Учёным не просто стыдно за страну. Им страшно. С одной стороны — декларированные властью «мегагранты», с другой — демонстративное уничтожение и унижение одного из лучших научных учреждений страны. Студенты, мотайте на ус!

Обращение заканчивается такими словами:

«Сильное государство отличается от слабого тем, что находит в себе силы признавать сделанные ошибки и делать из них необходимые выводы. Санкционированное Д. А. Медведевым слияние ИТЭФ с Курчатовским институтом в нынешнем формате — очевидная ошибка, которую необходимо признать, как бы это ни было неприятно, и искать решение, выгодное государству. Трудно вообразить, что целью президента было уничтожение ИТЭФ и банальный захват 37 гектаров земли в центральной части Москвы. Тем не менее сейчас происходит именно это, и мы быстрыми шагами движемся в инновационное будущее без учёных, без образования, без стыда и без совести».

itep_winter01.jpg Рис. 2. Институт зимой (фото ИТЭФ).

Письмо было составлено в прошлом году. В нём учёные утверждали, что 1 января ИТЭФ прекратит своё существование. В интервью, данном на днях «Газете.Ру», Александр Горский разъяснил:

фактически институт существует, но как всемирно известного центра теоретической и математической физики, элитного научного образования и экспериментальной физики элементарных частиц его уже нет.

«Эти направления вычеркнуты из программы деятельности ИТЭФ как непрофильные, хотя ими занято большинство научных сотрудников, и заменены на чисто прикладные направления — физику тяжёлых ионов и ядерную медицину, — отметил учёный. — Конечно, в этих прикладных областях ИТЭФ тоже очень силён: единственный ионный ускоритель в постсоветской России запущен здесь, а количество больных, пролеченных на медицинском пучке ускорителя ИТЭФ, всё ещё одно из самых больших в стране. Но всё это возможно только благодаря существованию в ИТЭФ чисто научного хребта, который теперь задумано окончательно уничтожить».

Далее беседа долгое время вращалась вокруг банальной темы недофинансирования института, которая, видимо, г-ну Горскому смертельно надоела как далеко не самая важная. Бескорыстный слуга науки недвусмысленно заявил:

«Организации типа ИТЭФ держатся в значительной степени не на деньгах, а на людях. О научном развале говорить не приходится: все эти годы ИТЭФ работал, и работал на высшем уровне. Совсем недавно ИТЭФ международной экспертизой был признан одним из всего двух (!) российских институтов, выполняющих исследования на уровне выше среднемирового. Секрет в том, что в ИТЭФ с момента его создания очень развита неформальная научная среда, институт является центром притяжения научной молодёжи из многих других мест, имеет большую образовательную программу. Именно исторически сложившаяся большая свобода научного творчества, контактов между разными яркими людьми, разными научными направлениями, между людьми разных возрастов, разных педагогических и научных взглядов сделала ИТЭФ тем, чем он был и остаётся, несмотря на свою вопиющую бедность, зачастую граничащую с нищетой. К сожалению, власти решили не закреплять подрастающих в питательной среде ИТЭФ молодых специалистов, а уничтожить саму среду».

«Очень трудно довести работающих физиков до обращения к руководству страны. Однако «эффективным менеджерам» это, похоже, удаётсся», — резюмировал г-н Горский.

P.S.: Ваш покорный слуга не раз бывал в этом институте и знает не понаслышке, что есть ИТЭФ. Эта уникальный научно-исследовательский институт и образовательный центр, известный всему миру своими столпами Советской и Российской науки, своими традициями, своей культурой. Это действительно, остров, куда люди приходят работать не ради копеек (поданных от государства), а ради своего дела, ради того, чему они отдали всю свою жизнь. Много перспективных молодых ученых этого института вынуждены были уехать за границу для того, чтобы прокормить свои семьи и продолжить заниматься наукой, среди которых и мои друзья. Это очень прискорбно! Данная тема меня тронула до глубины души. Как патриоту и слуге отечественной науки мне очень жаль, что этот уникальный оазис отечественной науки попал под «каток» современной бюрократической машины. Я не знаю, что делать в данной ситуации и как помочь моим коллегам-ученым в сохранении этого института, но ИТЭФ должен выжить!

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.8 (68 votes)
Источник(и):

1. gazeta.ru

2. Троицкий вариант

3. SaveITEP

4. compulenta.ru